Зачем Таиланду «сухопутный канал» через перешеек Кра

Интересное
Таиланд продвигает идею строительства «сухопутного канала» через перешеек Кра, который на два дня сократит время доставки грузов, но проект сталкивается с негативной реакцией

Мечту о тайском сухопутном мосте — транспортном маршруте, пересекающем Малайский полуостров и соединяющем порты с обеих сторон материка, вновь обсуждают в Таиланде. Реализация проекта наземного моста позволила бы на два дня сократить время доставки грузов между Сиамским заливом и Андаманским морем, по сравнению с существующим морским путём через Малаккский пролив, сообщает агентство Никкэй Азия.

Рекомендуем: CMP realty — безопасные онлайн сделки с недвижимостью в Таиланде в период пандемии

CMP Realty — безопасные сделки с недвижимостью в Таиланде в период пандемии

История и план строительства канала Кра

Идея создания торгового пути через полуостров восходит ещё к 17 веку. Нынешнее правительство Таиланда рассчитывает оздоровить экономику королевства с помощью крупных публичных проектов. Предлагаемый сухопутный мост, безусловно, подходит под это определение, но проект вызывает критику из-за огромной стоимости и потенциального ущерба окружающей среде.

Взглянув на карту Таиланда, можно увидеть, что самая узкая часть Малайского полуострова — перешеек Кра, шириной всего 44 километра в наиболее узком месте, который разделяет Южно-Китайское море на востоке и Андаманское море на западе.

Строительство транспортного маршрута с востока на запад через перешеек Кра на 1200 километров сократит расстояние, которое приходится преодолевать грузовым судам для перевозки товаров между Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой. В настоящее время.ю чтобы обойти Малайский полуостров, судам нужно заходить далеко на юг к Малаккскому проливу.

В октябре 2020 года премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча распорядился подготовить технико-экономическое обоснование строительства сухопутного моста через перешеек Кра. Планируется построить порты для крупных грузовых судов в южных провинциях Ранонг и Чумпхон, соединив два порта, расположенные на расстоянии около 130 километров друг от друга, железными дорогами, автомагистралями и нефтепроводами.

Министр транспорта Саксаям Чидчоб подчеркнул важность строительства сухопутного моста. «Мы проложим путь, чтобы Таиланд снова стал “экономическим тигрёнком” Юго-Восточной Азии», — заявил министр.

Он считает, что сухопутный мост не только сделает маршрут через Малаккский пролив менее популярным, но и привлечёт инвестиции иностранных компаний, если в этом районе будет создана специальная экономическая зона.

Идея строительства сухопутного моста

Строительство канала через Малайский полуостров давняя идея. В 1677 году тайский король попросил Францию провести изыскания для строительства канала. Фердинанд де Лессепс, французский дипломат, прославившийся тем, что сделал реальностью Суэцкий канал в Египте, также посетил перешеек Кра в 1882 году. На рубеже этого века правительство премьер-министра Таксина Чинаватры также подготовило технико-экономическое обоснование строительства канала, но проект провалился после государственного переворота в 2006 году.

Стоимость постройки канала оценивается в 30 миллиардов долларов США, кроме этого, соединение Сиамского залива и Андаманского моря — технически сложная задача, так как два моря различаются по уровню на несколько метров.

Дополнительным осложнением является тлеющий конфликт правительства Таиланда с исламистскими боевиками на границе с Малайзией. Существуют резонные опасения, что канал разрежет Таиланд на две части, что усилит сепаратистские настроения среди этнических малайцев, в основном исповедующих ислам и проживающих на юге страны.

По этим причинам правительство склоняется к постройке сухопутного моста, строительство которого обойдётся дешевле, чем строительство канала. В октябре 2020 года высокопоставленный член правительственной группы по экономической политике заявил, что строительство канала нереально и основное внимание следует уделить реализации проекта сухопутного моста.

Поскольку финансовое положение Таиланда ухудшается из-за резкого роста расходов, связанных с пандемией коронавируса, правительство надеется привлечь инвестиции от иностранных правительств и зарубежных компаний через государственно-частное партнёрство.

В аналитическом докладе, опубликованном сингапурским институтом исследований Юго-Восточной Азии, заявляется, что строительство тайского сухопутного моста обойдётся в 60 миллиардов батов, что по оценкам тайского правительства, значительно дешевле, чем строительство водного канала через перешеек Кра.

Китайский интерес к тайскому каналу

Но мечта о канале не умирает. Ассоциация Тайского канала, состоящая из ветеранов вооружённых сил и политиков, лоббирует в правительстве проект строительства канала, утверждая, что он будет способствовать развитию экономики южного Таиланда.

«У сухопутного моста мало преимуществ, поскольку в портах необходимо осуществлять перевалку грузов и преодолевать отрезок суши по железным или автомобильным дорогам», — рассказал Прадит Бункерд, генеральный секретарь ассоциации.

Считается, что Китай проявляет интерес к перешейку Кра и Тайскому каналу, поскольку страна продвигает свою инициативу «Один пояс — один путь». Если канал будет построен, Китаю не придётся направлять корабли через Малаккский пролив при импорте сырой нефти с Ближнего Востока. Это также облегчит проход в Индийский океан для китайских военных кораблей, базирующихся в Южно-Китайском море.

В 2015 году сообщалось, что Китай и Таиланд подписали меморандум о строительстве Тайского канала через перешеек Кра, но позже оба правительства опровергли это сообщение. Считается что Ассоциация Тайского канала, проводящая исследования совместно с китайскими компаниями, имеет тесные связи с Пекином.

Экологический вопрос и реакция жителей

Будь то наземный мост или канал, масштаб проекта будет огромным и повлечёт за собой экологические издержки. Проект сухопутного моста вызвал протесты со стороны жителей, проживающих вблизи планируемого места строительства. В декабре 2020 года члены Народной сети по защите природных ресурсов и окружающей среды в Сонгкхла и Сатуне, устроили «спящую» демонстрацию в Бангкоке.

Координатор группы экоактивистов Сомбон Кхамхенг категорически заявил, что меры по стимулированию экономики, разрушающие окружающую среду, никому не нужны. Жители региона зависят от природных ресурсов, позволяющих зарабатывать на жизнь, добавил он.

Сбудется ли давняя мечта Таиланда о канале неизвестно. Движение по этому вопросу ожидается к 2023 году, когда планируется завершение последнего технико-экономического обоснования проекта.

Читайте также:

Новости Таиланда
Добавить комментарий