Не жареные, а именно запечённые жуки из Таиланда могут стать ещё одним популярным быстрым перекусом и закуской к пиву, повторив историю покорения мира чипсами
Насекомые уже продаются в пакетиках, как солёный арахис, или в тубах, как картофельные чипсы, но эти хрустящие лакомства на полках тайских магазинов и супермаркетов пока ещё выставляют отдельно от других снэков.
Рекомендуем: онлайн-магазин тайской народной медицины и косметики Erawadee — лучший выбор по лучшим ценам
Тайцы в сельской местности давно употребляют в пищу жуков, которые составляют часть их обычного рациона. В больших городах уличные торговцы также продают приготовленных насекомых трудящимся-мигрантам и охочим до экзотики туристам. Однако большинство иностранных туристов относятся к такой закуске с настороженностью и не торопятся отведать эти диковинные хрустяшки.
Идея придать традиционной деревенской закуске цивилизованный вид, а именно упаковать насекомых как картофельные чипсы, пришла к предпринимателю Тэтнат Чантхатхам, когда он смотрел выпуск новостей по телевизору.
«Я увидел сюжет в новостях, в котором специалисты ООН рассуждали, что насекомые будут являться альтернативным источником белка в будущем. Я подумал, что тайцы и так уже едят насекомых и могут покупать их на улице в качестве фастфуда. Почему же насекомых до сих пор не упаковывают цивильно, как другие снэки? Если это действительно так, то мы можем сами это сделать», — осенило предприимчивого 46-летнего мужчину.
Его технологический процесс начинается на ферме Улыбка, выращивающей насекомых в провинции Ратчабури, к западу от Бангкока. Только в одной небольшой комнате помещается более миллиона жужжащих насекомых. В течение 45-дневного периода они вырастают от яйца до взрослой особи, готовой к приготовлению.
Некоторые виды насекомых готовятся прямо здесь на ферме путём запекания. Других отправляют на фабрику в Бангкок, где их готовят и фасуют в пакетики. Упакованная продукция отгружается непосредственно в торговые точки.
Небольшие сверчки и бамбуковые черви являются одними из самых популярных продуктов в ассортименте компании. Они лидируют по продажам и реализуются под брендом HiSo. Само слово HiSo является тайским сленгом для обозначения «высшего общества».
В продуктовую линейку насекомых также входят хрустящие шелкопряды. Они имеют разные вкусы, оригинальные или со вкусом барбекю и том-яма. Приобрести эти закуски можно в вездесущих магазинах 7-Eleven и в крупных торговых сетях Таианда. Сверчки стоят 25 батов за упаковку, цена за тубу бамбуковых червей — 160 батов.
По словам Тэтната, сейчас бренд HiSo уже зарекомендовал себя на рынке снэков, но в своё время они сделали много ошибок, пока выясняли предпочтения покупателей. Например, когда они вывели на рынок больших чёрных сверчков.
«Хотя я и сам любитель печёных насекомых, но во время поедания чёрных сверчков, мне всегда казалось, что их глаза осуждающе смотрят на меня. А во время еды их ноги и крылья застревают в зубах и дёснах», — смеясь, сказал он.
«Тогда я подумал, может ну его, этих сверчков, пойдём дальше? Я поговорил со своей командой, и они сказали, пожалуйста, давайте снимем их с производства, что я и сделал».
Ежемесячно две тонны насекомых проходят через фабрику Тэтната в Бангкоке. Доход остаётся стабильным на уровне около 3 млн. батов в месяц, но накладные расходы по-прежнему высоки. Компания выращивает своих собственных сверчков, однако предприниматель пока не нашёл способа выращивать достаточное количество шелковичных и бамбуковых червей необходимой кондиции. Поэтому в настоящий момент они вынуждены закупать червей у независимых поставщиков.
Тем не менее, через четыре года после превращения HiSo из идеи в полноценное производство и торговую марку, Тэтнат — довольный бизнесмен.
До недавнего времени спрос на съедобных жуков был в основном в некоторых частях Азии, Африки и Южной Америки. Но появление HiSo происходит на фоне растущего глобального интереса к насекомым как источнику пищи. Насекомым не нужно много места, не нужно много корма и они не оставляют большого углеродного следа. В свою очередь, как отмечает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), насекомые имеют существенные питательные преимущества для скота и людей.
«В них невероятно высокое содержание белка, а также минералов и витамина B12», — говорит Катинка де Балог из ФАО. «Питательная ценность насекомых не была признана в прошлом, а сейчас мы обнаружили, что у них существует огромный потенциал».
Сможет ли грамотный маркетинг и удобная упаковка HiSo изменить мир, продвигая насекомых в качестве пищи будущего?
Тэтнат сказал, что его продукты пользуются большой популярностью у азиатских туристов, особенно у китайцев, поэтому его следующей целью является экспорт. Но в настоящий момент реализации его планов мешает отсутствие необходимого регулирования и соглашений между странами.
В самом же Таиланде, даже несмотря на исторические традиции, некоторых в буквальном смысле воротит от насекомых. Многие не могут даже представить, что будут есть хрустящих сверчков или лакомиться жирными и ароматными бамбуковыми червями. Во время промо-акций большинство прохожих отказываются попробовать печёных насекомых. Но когда решаются на это, вполне оценивают вкус.
«Когда встречу в продаже — обязательно куплю их», — как правило, говорят заинтересовавшиеся.
Смотрите видео — знаменитый продавец жареных насекомых в Паттайе, встречали его?
Читайте также:
- Таиланд вводит налог на соль — многие продукты изменят рецептуру
- Огромный таракан в колбасе в Таиланде
- Традиционный тайский массаж получил статус всемирного наследия ЮНЕСКО
- Немецкое телевидение рассказало о «плохом» Таиланде
Недорогие авиабилеты в Таиланд