Китайский «Пояс и путь» для Таиланда — перспективы или конкуренция?

Новости
В Таиланде фермеры обеспокоены «наплывом» дешёвой китайской продукции после запуска высокоскоростной железной дороги, соединившей Китай с Лаосом

После запуска лаосской части железнодорожного проекта Куньмин-Сингапур тайским торговцам приходится конкурировать с китайским импортом, который прибывает быстрее и свежее, чем когда-либо. Таиландский участок железной дороги по-прежнему погряз в задержках, что вызывает опасения, что королевство может потерять статус узлового центра в пользу своего соседа, пишет Южно-Китайская утренняя почта.

Рекомендуем: CMP realty — безопасные онлайн сделки с недвижимостью в Таиланде

CMP Realty — безопасные сделки с недвижимостью в Таиланде

Спустя месяц после открытия высокоскоростной железной дороги Ботен-Вьентьян в Лаосе, бизнесмены в Таиланде всё больше беспокоятся из-за наплыва китайских товаров и сельскохозяйственной продукции.

На крупнейшем в Таиланде рынке свежих продуктов Талаад Тай в пригороде Бангкока продавец Праят Чароен заметил необычное изобилие китайских овощей с момента открытия железной дороги, которая проходит от границы Лаоса с Китаем почти до самой границы с Таиландом.

Хотя брокколи, капуста и другие зимние продукты из Китая были основными продуктами в его магазине в течение последнего десятилетия из-за круглогодичного тропического климата Таиланда, в последний месяц резкий рост импорта привёл к снижению цен на тайские овощи.

«Китайские овощи автоматически заставили тайских производителей снизить цены, иначе они не смогут конкурировать», — сказал он.

Праят ожидает, что цены на тайские продукты вырастут в летний сезон, когда местная зелень традиционно доминирует на прилавках. Однако он опасается, что в долгосрочной перспективе более дешёвая китайская продукция может захлестнуть тайский рынок, оставив тайских производителей беззащитными.

Китай — масштабные поставки и низкие цены

Беспокойство Праята связано с открытием в декабре высокоскоростной железной дороги, которая облегчила и ускорила импорт китайских овощей в больших объёмах.

Читайте: Китай построил в Лаосе железную дорогу, соединившую две страны

Третьего января, через месяц после запуска железной дороги, информагентство Синьхуа сообщило, что по ней было перевезено более 170 тысяч тонн грузов. Большая часть этих грузов состояла из овощей, фруктов, механических и электрических изделий, вывозимых из Китая, и натурального каучука, отправляемого в обратном направлении.

Такое развитие событий беспокоит не только торговцев, но и простых тайцев, которые поспешили выразить свою озабоченность в видеосюжете о железной дороге на видеохостинге Ютьюб.

Один из комментаторов предупредил, что хотя железная дорога предоставила потребителям больше возможностей выбора, тайские фермеры рискуют потерять бизнес из-за китайских конкурентов. Другой сказал: «Строительство железной дороги заняло много лет, а Таиланд не предвидел такого наплыва?».

Аат Писарнванич, директор Центра изучения международной торговли при Университете Торговой палаты Таиланда сказал, что железная дорога снизит транспортные расходы на доставку китайских товаров в блок стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) на 30 процентов.

Это станет благом для тайских торговцев, но также «затруднит конкуренцию для тайских овощеводов, поскольку железная дорога сократила время в пути между китайским Куньмином в провинции Юньнань и лаосским Вьентьяном до 10 часов», — заявил Аат и предложил оказать тайским фермерам государственную поддержку, чтобы сохранить их конкурентоспособность.

Региональное всеобъемлющее экономическое партнёрство (RCEP), соглашение о свободной торговле, призванное упорядочить цепочки поставок между странами АСЕАН и Китаем, Южной Кореей, Японией, Новой Зеландией и Австралией, которое уже действует, также приведёт к снижению цен на китайские овощи ещё на 40 процентов, и это тоже станет проблемой для Таиланда в ближайшие месяцы, сказал Аат.

Такие события происходят на фоне жалоб экспортёров фруктов в Таиланде на недавние ограничения на границе, которые были введены в рамках китайской политики «нулевой терпимости» к Covid-19.

По словам тайского экспортёра фруктов Санчая Пураначайкири, интенсивная проверка грузов на границе означала, что тайские продукты, такие как дурианы или ланганы, часто приходилось долго ждать, что ставило под угрозу их состояние и цену.

Но в другом направлении, благодаря высокоскоростной железной дороге, сократившей время в пути, овощи из Китая теперь попадают в Талаад Тай быстрее — и более свежими, чем когда-либо. Недавно тайские власти сообщили, что всего за одну неделю в Таиланд поступило более 660 тонн китайских овощей.

Читайте: Таиланд отправил первую партию риса в Китай по новой железной дороге

На прошлой неделе министр торговли Таиланда Юурин Лаксанависит посетил таможенный пост на мосту дружбы Таиланд-Лаос в провинции Нонгкхай, расположенном на другом берегу реки Меконг от лаосской столицы Вьентьян, где заканчивается высокоскоростная железная дорога. В настоящее время Китай разрешает перевозить на поезде товары, связанные с рудой, каучуком и маниокой, но Юурин сказал, что он также будет вести переговоры о разрешении на перевозку тайских фруктов в сезон сбора урожая с марта по май.

Таиланд является одним из крупнейших поставщиков фруктов в Китай, и высокоскоростная железная дорога открывает большие возможности для его экспортёров. Тем не менее, наблюдатели предупреждают, что приток китайской продукции может привести к тому, что в будущем Таиланд потеряет положительное сальдо торгового баланса с Китаем.

Лаос — готов стать логистическим центром АСЕАН

Железная дорога Ботен-Вьентьян является частью более широкого проекта по строительству железнодорожной сети от Куньмина в Китае до Сингапура в рамках поддерживаемой Пекином инициативы «Пояс и путь». Предполагается, что проект будет способствовать развитию торговли и туризма в обоих направлениях.

Однако таиландская часть проекта может оказаться под угрозой из-за задержек на участке железной дороги, соединяющем провинцию Нонгкхай с Бангкоком. Аат заявил, что строительство этого участка может занять ещё как минимум восемь лет.

Задержка, по его словам, связана в основном с тем, что тайская часть железной дороги не имеет финансовой поддержки со стороны Китая — в отличие от лаосского участка протяжённостью 414 км и стоимостью 5,9 миллиардов долларов США, который был завершён за пять лет благодаря тому, что 70 процентов бюджета было покрыто Пекином и кредитами.

До сих пор Китай оказывал только техническую и проектную помощь Таиланду, который надеется на внутренний капитал для завершения проекта, сообщил Аат.

«Это зависит от состояния тайской экономики в ближайшие годы», — добавил он.

Таиландский участок состоит из 253-километрового участка Бангкок-Накхонратчасима, 356-километрового участка Накхонратчасима-Нонгкхай и 16-километрового участка, соединяющего Нонгкхай с Вьентьяном. Правительство Таиланда ожидает, что первый этап будет введён в эксплуатацию в 2026 году.

Задержка строительства тайского участка даст конкурентный толчок Лаосу. «Лаос станет центром сельскохозяйственной торговли в материковой части АСЕАН, и тайские предприятия окажутся практически неспособными конкурировать, потому что многие предприятия в Лаосе принадлежат китайцам», — сказал Аат.

Ник Фриман, научный сотрудник программы по изучению Мьянмы в Институте исследований Юго-Восточной Азии, в своей статье, опубликованной в ноябре, написал, что проект «изменит экономику Лаоса».

«В Тханаленге, недалеко от Вьентьяна, создаётся специальный “сухой порт” для грузовых перевозок. Его объекты будут включать в себя таможенный склад, перевалочную станцию, контейнерный порт и другие логистические услуги», — написал Фриман. «Ожидается, что этой линией будут пользоваться туристы из Китая, посещающие Лаос, а лаосские компании получат возможность легче, быстрее и дешевле транспортировать свои товары на огромный китайский рынок».

Варавудх Меесаияти, президент Тайской бизнес-ассоциации Лаосской Народно-Демократической Республики сказал, что Таиланд полагается на соседний Лаос благодаря высокоскоростной железной дороге.

«Таиланд считает себя логистическим центром. Я думаю, что Лаос на самом деле является центром, потому что теперь тайские товары приходится перевозить через сухой порт Лаоса в логистическом парке Вьентьяна».

Варавудх сказал, что строительство моста для железнодорожных грузоперевозок между Нонгкхайем и Вьентьяном должно стать приоритетной задачей.

Бизнесмен из Нонгкхай Варакорн Джайансермсин сказал, что недвижимость в северо-восточной провинции переживает бум из-за скоростной железной дороги, так как компании хотят арендовать или купить землю для строительства складов. Он сказал, что многие тайские компании хотят приобрести землю в Лаосе с той же целью.

По словам Аата, развитие Лаоса может получить дополнительный импульс благодаря предлагаемой 555-километровой железной дороге, соединяющей страну с портом Вунг Анг во Вьетнаме. Это обеспечит не имеющий выхода к морю Лаос маршрутом для морской торговли в Тихом океане, что в конечном итоге позволит ему обойти порт Лаем Чабанг в Восточном экономическом коридоре Таиланда, который находится примерно в 700 километрах от Вьентьяна.

«Таиланд должен использовать больше возможностей. Мы могли бы многое сделать за последние пять лет, когда строилась высокоскоростная железная дорога, но мы не приняли никаких мер», сожалеет Аат.

Читайте также:

Анонсы новостей и дополнительные материалы к публикациям в нашем телеграм-канале
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Новости Таиланда
Добавить комментарий

  1. Гера

    Что поделаешь? Китайские чиновники думают о своей стране, поэтому Китай и выгоду получает.

    Ответить
×