Внутренние аэропорты Таиланда — курс на развитие

Новости
Таиланд продолжает развивать региональные аэропорты, несмотря на низкий уровень востребованности и отсутствие регулярных рейсов

Власти Таиланда по-прежнему стремятся модернизировать и расширять государственные провинциальные аэропорты и даже строить новые, несмотря на то, что многие существующие аэропорты практически не используются или являются «аэропортами-призраками».

Курс на развитие

Департамент аэропортов — профильное агентство при Министерстве транспорта, отвечающее за небольшие региональные аэропорты Таиланда, не проявляет никаких признаков стагнации, сокращения или отказа от своих планов развития аэропортов стоимостью 27,25 миллиарда батов (826 миллионов долларов США) в период с 2018 по 2022 год.

В правительственном бюджете на пятилетний период выделены средства на модернизацию 17 аэропортов, принадлежащих и управляемых Министерством транспорта, включая аэропорты в южной провинции Краби и северо-восточных провинциях Удонтхани и Бурирам. В то же время, министерство запрашивает ещё 6,79 миллиарда батов из государственного бюджета на расширение аэропортов Чумпхон и Ранонг на юге страны в период 2023-2028 годов.

В приоритете Департамента аэропортов находятся два проекта строительства аэропортов на северо-востоке страны, а именно Мукдахан и Бынгкан. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду, являющиеся частью начального процесса, необходимого для запуска инфраструктурного и промышленного проекта, будут проведены в ближайшем будущем.

Мукдахан и Бынгкан — города на тайской стороне реки Меконг, граничащие с Лаосом. Предполагается, что развитие этих аэропортов облегчит путешествия между Лаосом и Таиландом.

Представители Министерства авиации сообщили местным СМИ, что проекты по строительству аэропортов продвигаются без остановки в соответствии с общей программой правительства по развитию транспортной инфраструктуры на будущее. И это несмотря на то, что пассажирский спрос во многих из 29 аэропортов был низким ещё до пандемии, которая значительно усугубила ситуацию.

По словам отраслевых аналитиков, перспективы восстановления внутренних авиаперевозок, которые в основном обслуживают аэропорты департамента, также не радуют, по крайней мере, в ближайшие пару лет. Остаётся неясным, когда внутренние авиаперевозки вернутся в нормальное русло.

Однако власти считают, что внутренние рейсы обычно восстанавливаются быстрее, чем международные. Правительство Таиланда сняло запрет на внутренние рейсы в сентябре прошлого года и ослабило ограничения на передвижение по стране, хотя остаётся неизвестным, когда объем перевозок вернётся к допандемическому уровню.

Спад авиатрафика

Непрекращающаяся вспышка коронавируса продолжает разрушать индустрию туризма, основу экономики Таиланда, и привела к резкому падению воздушного трафика в региональных аэропортах в 2021 году.

За двенадцать месяцев 2021 года общее количество взлётов и посадок в аэропортах департамента упало до 475’632, что на 59% меньше, чем в предыдущем году. Пассажиропоток упал на 64% до 43,97 миллиона человек, а грузоперевозки снизились на 52% до 18’800 тонн.

Департамент аэропортов второй по величине оператор аэропортов Таиланда по пассажирообороту, на его долю приходится 17% от общего объёма пассажирских перевозок за 2020 год среди четырёх лицензированных операторов гражданских аэропортов Таиланда, сообщает Управление гражданской авиации Таиланда.

Компания Аэропорты Таиланда, находящаяся в государственной собственности и управляющая шестью основными аэропортами страны, включая главный международный аэропорт Бангкока Суварнабхуми, заняла первое место по пассажиропотоку, обслужив 80% от общего объёма пассажирских авиаперевозок в стране.

Авиакомпания Бангкок Эйрвейз, управляющая тремя небольшими аэропортами, включая международный аэропорт острова Самуй, заняла третье место с 2% пассажиров, а Королевский тайский флот, управляющий международным аэропортом Утапао в Паттайе — 1%.

Аэропорты-призраки

Только 19 из 29 аэропортов департамента имеют регулярное коммерческое воздушное сообщение, в то время как остальные либо выполняют несколько рейсов в неделю, либо вообще не имеют коммерческих авиарейсов, что привело к появлению термина «аэропорты-призраки».

К аэропортам, имеющим регулярные коммерческие рейсы относятся следующие провинциальные аэропорты: Лампанг, Мэй Сот, Пхитсанулок, Нан, Пхрэ, Ройет, Кхонкэн, Удонтхани, Саконнакхон, Убонратчатхани, Лоэ, Накхонпханом, Краби, Транг, Сураттхани, Чумпхон, Накхонситхаммарат, Наратхиват и Ранонг.

Аэропорты, в которых нет регулярных рейсов, но возможно есть рейсы правительственных и государственных агентств, включают: Так, Накхонратчасима, Паттани, Пхетчабун, Пай, Мае Сарианг, Уттарадит и недавно построенный аэропорт Бетонг на юге Таиланда.

В глазах критиков многие аэропорты Министерства обороны стали символом расточительного расходования государственных средств и ошибочной политики, основанной на прихоти политиков, стремящихся получить голоса избирателей во имя местного развития.

Аэропорты, в которые не выполняются регулярные рейсы, не заброшены, они по-прежнему укомплектованы персоналом и содержатся за счёт Министерства обороны. Отсутствие рейсов в «аэропортах-призраках» объясняется просто отсутствием достаточного спроса на авиаперевозки.

Ещё одним недостатком небольших региональных аэропортов является неспособность принимать большие реактивные самолёты, такие как Боинг 737 или Эйрбас A320, являющиеся основными типами самолётов, эксплуатируемых тайскими внутренними авиалиниями.

Только Бангкок Эйрвейз и Нок Эйр имеют коммерческие турбовинтовые самолёты, которые могут приземляться в аэропортах департамента, имеющих короткие взлётно-посадочные полосы. Однако генеральный директор Нок Эйр, Вуттхипхум Джурангкул сообщал в ноябре, что перевозчик планирует сократить парк турбовинтовых самолётов Дэш 8-400 с восьми до трёх самолётов в рамках плана финансового оздоровления.

Между тем, генеральный директор Бангкок Эйрвейз Путтипонг Прасарттонг-Осот в прошлом месяце заявил, что в конце года перевозчик должен вывести из эксплуатации два последних оставшихся турбовинтовых самолётов АТР 72-500, после чего у него останется 13 самолётов АТР 72-600. Кроме этого, авиакомпания эксплуатирует флот из самолётов Эйрбас A319 и A320.

Ещё одна причина, по которой некоторые аэропорты департамента остаются недостаточно популярными, заключается в различных проблемах, связанных с комфортом пассажиров, такие как неудобное расписание рейсов и недостаточная доступность аэропорта, что заставляет авиакомпании прекращать регулярные рейсы после непродолжительной работы.

Показательным примером является аэропорт Накхонратчасима, который обошёлся в два миллиарда батов и был открыт в 1997 году. Авиакомпании Тайские авиалинии, ЭйрАзия и несколько ныне не существующих авиаперевозчиков, таких как Эйр Андаман, Хэппи Эйр, Тайские региональные авиалинии, Кен Эйр и Некстген Эйрвейз, пытались обслуживать аэропорт Накхонратчасима, но со временем сочли его нежизнеспособным.

Отсутствие коммерческих рейсов также стало проблемой для международного аэропорта Бетонг, самого нового регионального аэропорта, расположенного в 13 километрах от города Бетонг в самой южной провинции Яла. Авиакомпании избегают выполнять регулярные рейсы в этот аэропорт из-за неуверенности в востребованности маршрута. Официальное открытие объекта стоимостью два миллиарда батов отложено до 2022 года, хотя первоначально аэропорт должен был открыться в декабре 2020 года, а затем в апреле 2021 года.

Аэропорт Бетонг имеет короткую взлётно-посадочную полосу длиной 1800 метров, что означает, что на ней могут приземляться только турбовинтовые ближнемагистральные пассажирские самолёты, такие как Дэш 8-400 и АТР 72.

По теме: Аэропорт Бетонг — глубокий юг Таиланда становится ближе

Невостребованность авиаперевозок

До того, как в конце 2019 года вспыхнула пандемия коронавируса, все, кроме шести региональных аэропортов департамента, были убыточны.

Шесть аэропортов, объявивших о прибыли в 2019 году, в порядке убывания: Краби (прибыль 375 миллиона батов), Удонтхани (48 миллионов батов), Кхонкэн (37 миллионов батов), Сураттхани и Убонратчатхани (по 29 миллионов батов каждый) и Накхонситхаммарат (24 миллиона батов).

Это показывает, что лишь небольшое количество региональных аэропортов департамента имеет достаточный рыночный спрос и является жизнеспособным.

Незавершённые и планирующиеся проекты

Дойная корова департамента — международный аэропорт Краби, находящийся в стадии расширения на 5,17 миллиардов батов, которое продлится до 2025 года, включая строительство третьего пассажирского терминала. После завершения строительства в августе 2022 года новый терминал Краби удвоит пропускную способность аэропорта до восьми миллионов пассажиров в год.

Аэропорт Чумпхон получит обновление стоимостью 3,25 миллиарда батов, которое будет реализовано в период с 2023 по 2027 год. Эти средства пойдут на: расширение пассажирского терминала, который сможет принимать до 2,8 миллионов пассажиров в год по сравнению с 800 тысячами в настоящее время; и удлинение взлётно-посадочной полосы с 2100 до 2990 метров, чтобы обслуживать широкофюзеляжные самолёты на 350 мест, летающие напрямую из Европы и других стран Азии.

Также планируется реконструкция аэропорта Ранонг, стоимость которой оценивается в 3,53 миллиарда батов, а реализация намечена на 2023-2028 годы.

Первая фаза, в 2023-2025 годах, предусматривает расширение пассажирского терминала до 2,8 миллиона пассажиров в год по сравнению с нынешней пропускной способностью в 800 тысяч человек, а также удлинение взлётно-посадочной полосы с 2000 до 2400 метров для обслуживания 230-местных самолётов, летающих напрямую из Азии.

На второй фазе, в 2025-2028 годах, планируется дальнейшее удлинение взлётно-посадочной полосы до 2990 метров и строительство новой параллельной рулёжной дорожки.

Альтернативные варианты использования

Министерство внутренних дел Таианда разработало планы по увеличению использования 11 аэропортов, которые в настоящее время имеют низкий уровень или не имеют коммерческих рейсов.

Например, аэропорт Накхонратчасима станет местом для лётных школ, компаний по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту (ТОиР) и разборке самолётов. Чумпхон, Ройет, Накхонпханом, Так и Пхитсанулок также будут продвигаться как места для размещения лётных школ.

Хотели как лучше

Несмотря на наличие региональных аэропортов, идеально подходящих для турбовинтовых самолётов и провинциальных властей, заинтересованных в развитии внутреннего регионального туризма, в Таиланде не удалось создать сильного регионального турбовинтового оператора, кроме Бангкок Эйрвейз и в меньшей степени Нок Эйр.

В Чиангмае базировалась небольшая региональная авиакомпания Висдом Эйрвейз, но этот оператор самолётов Цессна Караван прекратил свою деятельность в октябре 2019 года, как раз перед началом пандемии.

Также в Чиангмае базировался оператор турбовинтовых АТР под названием Кен Эйр, но он прекратил полёты в 2017 году. Бангкокский оператор самолётов Сааб 340 прекратил полёты ещё в 2014 году, до этого билеты продавалась под брендом Нок Мини, а компания была филиалом Нок Эйр, но имела разных владельцев.

Читайте также:

Бронирование билетов на транспорт в Таиланде и Азии

Powered by 12Go system
Новости Таиланда
Добавить комментарий