Напряженность на тайско-камбоджийской границе достигла критической отметки после безрезультатных переговоров, не сумевших преодолеть глубокое взаимное недоверие. Несмотря на заявления премьер-министра Пеатхонгтарн Чинават об успехе недавнего заседания Совместной пограничной комиссии (СПК) в Пномпене, критики настаивают на отсутствии необходимых условий для достижения прочного мира.
Повестка дня не включала в себя ключевую задачу — разрешение спора по Чонг Бок, а также по трем другим спорным территориям в районах древних храмовых комплексов Та Муен Тхом, Та Муен Точ и Та Квай. Камбоджа заранее заявила о намерении передать дело Чонг Бок и другие споры в Международный суд ООН (МС), юрисдикцию которого Таиланд не признает.
Возникают вопросы об эффективности СПК как основного двустороннего механизма для решения технических и международно-правовых вопросов демаркации границы. Бывший министр иностранных дел Суракиарт Сатиратай обвинил Камбоджу в нагнетании напряженности на границе, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем и воспользоваться политической слабостью Таиланда.
По его словам, Камбоджа прибегает к этому при экономических трудностях или приближающихся выборах, разжигая пограничную напряженность для создания националистического фона. Он напомнил о споре вокруг храма Прэахвихеа, где более десяти лет назад произошли столкновения между Таиландом и Камбоджей, предупредив, что нынешняя пограничная ситуация может повторить тот же сценарий, приведя к вооруженной конфронтации и международным юридическим вызовам. Заседание СПК завершилось обещанием Сената созвать общие дебаты для рассмотрения действий правительства в отношении пограничного вопроса.
Панитан Ватананаякорн, известный специалист по международным отношениям, отметил, что уже три десятилетия Таиланд и Камбоджа пытаются разрешить пограничные споры через различные совместные комитеты, включая СПК, Генеральный пограничный комитет (ГПК) и Региональный пограничный комитет (РПК), однако прочного мира так и не удалось достичь. Периодические вспышки напряженности и даже военные столкновения приводят к жертвам, закрытию пограничных пунктов пропуска и дипломатическим кризисам.
С 1995 года обе страны пытаются урегулировать пограничные споры через эти многосторонние платформы, но с переменным успехом. СПК, созданная в 1997 году, была призвана провести демаркацию сухопутных границ. ГПК и РПК, под руководством военных министерств, отвечали за обеспечение безопасности и деэскалацию. Несмотря на эти механизмы, вооруженные конфликты вспыхивали неоднократно, приводя к сотням жертв и сожжению тайского посольства в Пномпене в 2003 году. Эти инциденты отражают нестабильные двусторонние отношения даже после 75 лет формальной дипломатии.
В 2000 году обе стороны подписали Меморандум о взаимопонимании (MOU 43) для содействия совместным исследованиям границ. Пункт 5 предусматривал, что ни одна из сторон не должна в одностороннем порядке изменять обстановку в спорных пограничных зонах. Однако это положение, как сообщается, нарушалось сотни раз — почти в 30 местах, особенно в военных зонах под контролем Первого и Второго армейских регионов Таиланда. Многие из этих инцидентов воспринимаются тайскими властями как вторжения камбоджийцев, вызывая опасения по поводу суверенитета Таиланда и долгосрочной национальной безопасности.
14 июня Министерство иностранных дел Таиланда созвало заседание СПК, подчеркнув важность диалога для предотвращения будущих конфликтов, таких как недавняя стычка 28 мая. Критики утверждают, что мандат СПК слишком узок и не подходит для управления военной эскалацией в реальном времени или нарушениями MOU. В отличие от СПК, ГПК и РПК имеют доступ к более точной военной разведке и секретной политической информации, которая может выявить камбоджийские вторжения. Однако большая часть этой информации остается нераскрытой из-за ее деликатного характера, особенно на международной арене.
Отказ Камбоджи обсуждать эти спорные зоны на заседании СПК 14 июня свидетельствует о стратегическом уклонении, по мнению г-на Панитана. Пномпень вместо этого настаивает на передаче дела в МС, зная, что Таиланд не признает юрисдикцию суда в этом вопросе. Даже если бы Таиланд изменил свою позицию, МС не имеет полномочий выносить окончательные решения по территориальной принадлежности и, скорее всего, вернет обе страны к двусторонним переговорам, как это было в 1962 году по делу о храме Прэахвихеа.
По мнению г-на Панитана, главным приоритетом на заседании СПК должно было стать убеждение Камбоджи возобновить участие в существующей системе разрешения конфликтов, соблюдать ранее согласованные правила и вернуться за стол переговоров. Это требует как позитивных, так и негативных стимулов. Необходимо воспрепятствовать использованию Камбоджей силы или использованию международной симпатии для дипломатической изоляции Таиланда. Одновременно необходимо создать стимулы, которые сделают мирные переговоры более привлекательными для Камбоджи.
Эксперт по безопасности также подчеркнул необходимость сбалансированной стратегии, которая заключается в применении как «пряников» (вознаграждений), так и «кнутов» (давления). Он добавил, что следует проводить совместные учения для демонстрации готовности, одновременно добиваясь военных союзов для приобретения современного вооружения и боеприпасов в случае эскалации. Таиланд должен активно взаимодействовать с ООН, АСЕАН и другими заинтересованными сторонами, чтобы противодействовать лоббированию со стороны Камбоджи и четко и уверенно отстаивать свою позицию.
В экономическом плане, по словам г-на Панитана, временное закрытие неофициальных или второстепенных пограничных переходов может оказать экономическое давление. Многие из этих переходов имеют решающее значение для доступа Камбоджи к тайским рынкам и поставкам. Однако правительство Таиланда должно смягчить последствия для местного бизнеса и гражданского населения. В то же время MOU 43 следует изменить или заменить, чтобы отразить текущие реалии и устранить лазейки, допускающие повторные нарушения.
Важно, чтобы Таиланд не был перехитрен Камбоджей или внутренними игроками с недальновидными планами. Национальное руководство во всех секторах должно быть твердым, но дипломатичным, миролюбивым, но не пассивным, и решительным, когда это необходимо, подчеркнул он. Г-н Панитан заключил, что СПК, ГПК и РПК могут оставаться частью дипломатической архитектуры, но они не являются полным ответом. Только сочетание реальной стратегической приверженности, национального единства, разумной дипломатии и тщательно выверенных стимулов позволит предотвратить следующий пограничный конфликт и построить прочный мир между Таиландом и Камбоджей.
Политическая нестабильность в Таиланде
Выход партии «Бхумджаитай» из коалиционного правительства поставил администрацию Пеатхонгтарн Чинават в шаткое положение. Из прочной коалиции с 332 местами в Палате представителей правительство, возглавляемое партией «Пхыа Тхаи», внезапно стало правительством с незначительным большинством. С уходом 69 депутатов от «Бхумджаитай» правительство теперь располагает всего 261 голосом в 495-местной Палате представителей — большинством примерно в 13 голосов.
Это поднимает серьезные вопросы об устойчивости правительства, особенно на фоне продолжающегося падения общественного доверия после скандальной утечки телефонного разговора между г-жой Пеатхонгтарн и председателем Сената Камбоджи Хун Сеном. В аудиозаписи, широко распространенной в интернете, г-жа Пеатхонгтарн просит Хун Сена помочь ей стабилизировать свою позицию премьер-министра, предлагая ему взамен все, что он захочет. Вместо того чтобы уйти в отставку или объявить выборы, г-жа Пеатхонгтарн решила остаться у власти, перераспределив портфели в кабинете министров между партиями, оставшимися в коалиции. Восемь министерских постов, освобожденных «Бхумджаитай», будут разделены между оставшимися партнерами по коалиции.
Этот шаг перевел правительство в режим политического выживания, и г-же Пеатхонгтарн и ее правительству будет труднее остаться у власти, считает Оларн Тинбангтиео, заместитель декана факультета политических наук и права Университета Бурапха. Когда люди теряют доверие к премьер-министру, она теряет легитимность для пребывания в должности. Ей следовало бы проявить ответственность, вместо того чтобы перераспределять восемь постов и оставаться глухой к общественной критике, сказал он. Критики намерены провести массовую акцию протеста, требуя отставки г-жи Пеатхонгтарн из-за утечки аудиозаписи и ее действий в связи с продолжающимся пограничным конфликтом с Камбоджей.
С точки зрения «Пхыа Тхаи», отставка г-жи Пеатхонгтарн сейчас не отвечает интересам партии. Поэтому партия пытается стабилизировать правительство, перераспределяя вакантные посты, чтобы укрепить свои позиции, считает г-н Оларн. Однако, по мнению аналитика, это, скорее всего, продлит срок пребывания правительства у власти лишь на короткое время, и г-же Пеатхонгтарн, как ожидается, предстоит столкнуться с несколькими судебными исками, вытекающими из ненадлежащего управления национальными делами и утечки аудиозаписи, что может привести к ее отстранению от выполнения своих обязанностей, сказал он.
Г-н Оларн считает, что потеря «Пхыа Тхаи» может стать выигрышем для партии «Объединенная тайская нация» (ОТН), и это может быть причиной того, что вторая по величине партия в коалиции решила остаться на месте. Некоторые наблюдатели полагают, что лидер ОТН Пирапан Салиратхавибхага ждет возможности, если с «Пхыа Тхаи» произойдет политическая авария. В случае отставки г-жи Пеатхонгтарн с поста премьер-министра у г-на Пирапана, который является кандидатом в премьер-министры, есть шанс заменить ее, если ОТН сможет мобилизовать достаточную поддержку в парламенте.
Однако, как обстоят дела, решение ОТН поддержать г-жу Пеатхонгтарн сейчас может также усилить общественное недовольство и вызвать массовые протесты, сказал он. Другая причина, по которой «Пхыа Тхаи» необходимо остаться у власти, заключается в том, что она полна решимости преследовать своего главного соперника, «Бхумджаитай», и, как полагают, добивается роспуска «Бхумджаитай», сказал аналитик. «Бхумджаитай» обвиняется в сговоре с целью манипулирования результатами прошлогодних выборов в Сенат, что рассматривается как нарушение демократических принципов и оправдывает роспуск партии.
Группа сенаторов, или «синяя группа», которая, как говорят, имеет тесные связи с «Бхумджаитай», также нацелена на г-жу Пеатхонгтарн, обратившись в Конституционный суд с петицией о вынесении решения о том, должна ли она быть отстранена от должности на основании этических нарушений, связанных с телефонным разговором с Хуном Сеном. «Если г-жа Пеатхонгтарн закончит так же, как бывший премьер-министр Сеттха Тхависин, она может быть вынуждена уйти в отставку и позволить г-ну Пирапану заменить ее, в то время как „Пхыа Тхаи“ остается у власти и преследует „Бхумджаитай“,— сказал г-н Оларн.
Г-н Сеттха был отстранен Конституционным судом в прошлом году из-за его спорного назначения Пичита Чуенбана в кабинет министров. Пичит был признан виновным в неуважении к суду за попытку подкупа должностных лиц Верховного суда в 2008 году, представляя интересы бывшего премьер-министра Таксина Чинавата в спорном земельном деле. Закон запрещает назначение в кабинет министров лиц с криминальным прошлым. Премьер-министр, утверждающий такие назначения, подлежит судебному преследованию за этические нарушения.
И „Пхыа Тхаи“, и „Бхумджаитай“ находятся в затруднительном положении, и то, какая из партий выживет, может зависеть от того, какую сторону решит поддержать старая властная клика, сказал он. Считается, что роспуск Палаты представителей не является вариантом, поскольку новые выборы могут принести пользу главной оппозиционной Народной партии (НП), которая, скорее всего, получит больше мест, чем раньше. Это то, чего старая гвардия не хочет видеть.
„Но оставаться у власти будет с каждым днем все труднее. Администрация Пеатхонгтарн может не продержаться до конца года… чтобы гарантировать роспуск «Бхумджаитай» и то, что ‘Пхыа Тхаи“ станет единственным выбором старого властного блока»,— сказал он. По словам г-на Оларна, если это так, «Пхыа Тхаи» придется превратиться в популистскую партию, чтобы завоевать поддержку на следующих выборах.
Читайте также:
- Таиланд не отзовет жалобу на главу Камбоджи
- Таиланд усиливает поддержку на границе с Камбоджей
- Трансграничный кризис: премьер Таиланда посетила границу с Камбоджей
- Таиланд и Камбоджа на грани дипломатического конфликта
- Камбоджа обвиняет Таиланд в обмане и неблагодарности
Недорогие авиабилеты в Таиланд