На фоне сохраняющейся напряженности на тайско-камбоджийской границе усилия по мирному урегулированию конфликта сталкиваются с серьезными препятствиями. Несмотря на заявления премьер-министра Пеатхонгтарн Чинават об успешном проведении заседания Совместной комиссии по границам (СКГ) в Пномпене, критики выражают сомнения в действенности этих переговоров для достижения прочного мира.
Предметом разногласий остается спорный район Чонг Бок и еще три спорных участка, прилегающих к древним храмовым комплексам Та Муен Тхом, Та Муен Точ и Та Квай. Камбоджа заявила о намерении передать вопрос о Чонг Бок и трех других спорных районах в Международный суд ООН (МС), юрисдикцию которого Таиланд не признает.
По мнению бывшего министра иностранных дел Суракиарта Сатиратая, Камбоджа намеренно обостряет ситуацию на границе, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем и воспользоваться политической слабостью Таиланда. Он напомнил о конфликте вокруг храма Прэахвихеа, который более десяти лет назад привел к вооруженным столкновениям между двумя странами.
Как отмечает эксперт по международным отношениям Панитан Ватанаякорн, за три десятилетия, прошедшие с начала попыток разрешения приграничных споров посредством различных совместных комитетов, включая СКГ, Общий пограничный комитет (ОБК) и Региональный пограничный комитет (РБК), мир так и не был достигнут.
С 1995 года обе страны использовали эти многосторонние платформы для урегулирования споров, однако результаты были неоднозначными. СКГ, созданный в 1997 году, был призван определить сухопутные границы. ОБК и РБК, под управлением министерств обороны, отвечали за обеспечение безопасности и деэскалацию.
Несмотря на эти механизмы, вооруженные конфликты вспыхивали неоднократно, приводя к сотням жертв и поджогу тайского посольства в Пномпене в 2003 году. Эти инциденты свидетельствуют о нестабильности двусторонних отношений даже после 75 лет официальной дипломатии.
В 2000 году стороны подписали Меморандум о взаимопонимании (MOU 43) для содействия совместным исследованиям границ. Пункт 5 предусматривал, что ни одна из сторон не должна в одностороннем порядке изменять обстановку в спорных приграничных зонах. Однако, по сообщениям, это положение нарушалось сотни раз почти в 30 местах, особенно в военных зонах под управлением Первого и Второго армейских районов Таиланда.
Многие из этих инцидентов рассматриваются тайскими властями как камбоджийские вторжения, вызывая обеспокоенность по поводу суверенитета Таиланда и долгосрочной национальной безопасности. Отказ Камбоджи обсуждать эти спорные зоны на заседании СКГ 14 июня, по мнению Панитана Ватанаякорна, свидетельствует о стратегическом уклонении. Пномпень настаивает на передаче дела в МС, зная, что Таиланд не признает юрисдикцию суда в этом вопросе.
Панитан Ватанаякорн подчеркнул необходимость сбалансированного подхода, сочетающего «кнут» и «пряник». Следует проводить совместные учения для демонстрации готовности, а также стремиться к военным союзам для приобретения современного вооружения и боеприпасов на случай эскалации. Таиланд должен активно взаимодействовать с ООН, АСЕАН и другими заинтересованными сторонами, чтобы противодействовать лоббированию Камбоджи и четко и уверенно отстаивать свою позицию.
Что касается экономических рычагов, то временное закрытие неформальных или второстепенных пунктов пересечения границы может оказать экономическое давление, так как многие из этих пунктов имеют решающее значение для доступа Камбоджи к тайским рынкам и поставкам. В то же время тайское правительство должно смягчить последствия для местного бизнеса и населения. Важно также внести поправки в MOU 43 или заменить его, чтобы отразить текущие реалии и устранить лазейки, допускающие повторные нарушения.
Внутриполитический контекст Таиланда
Внутриполитическая обстановка в Таиланде также оказывает влияние на ситуацию. Выход партии «Бхумджайтай» из правящей коалиции поставил правительство Пеатхонгтарн Чинават в шаткое положение. Лишившись 69 мест, правительство располагает незначительным большинством в 261 голос в Палате представителей, состоящей из 495 членов. Это ставит под вопрос стабильность правительства, особенно на фоне эрозии общественного доверия после скандала с утечкой телефонного разговора между госпожой Чинават и председателем Сената Камбоджи Хун Сеном.
Утечка аудиозаписи, в которой Пеатхонгтарн Чинават просит Хун Сена помочь стабилизировать ее положение в качестве премьер-министра в обмен на любые услуги, вызвала резкую критику. Вместо отставки или назначения новых выборов, она решила остаться у власти, перераспределив министерские посты между оставшимися членами коалиции. Аналитики считают, что такое решение лишь ненадолго продлит срок пребывания у власти правительства, и Пеатхонгтарн Чинават столкнется с юридическими исками, связанными с ненадлежащим управлением государственными делами и утечкой аудиозаписи.
На фоне политической нестабильности в Таиланде оппозиционные силы также активизировались. Партия «Пхыа Тхаи», возглавляемая Пеатхонгтарн Чинават, обвиняет партию «Бхумджайтай» в сговоре с целью манипулирования результатами прошлогодних выборов в Сенат, что может привести к роспуску «Бхумджайтай». В свою очередь, группа сенаторов, связанных с «Бхумджайтай», добивается отставки Пеатхонгтарн Чинават из-за этических нарушений, связанных с телефонным разговором с Хун Сеном.
По мнению аналитиков, партия «Пхыа Тхаи» может попытаться удержаться у власти, представив себя в качестве популистской силы, чтобы заручиться поддержкой на следующих выборах. Однако исход политической борьбы в Таиланде во многом зависит от позиции так называемой «старой гвардии», которая оказывает значительное влияние на политические процессы в стране.
Читайте также:
- Таиланд усиливает поддержку на границе с Камбоджей
- Трансграничный кризис: премьер Таиланда посетила границу с Камбоджей
- Франция поможет Таиланду урегулировать отношения с Камбоджей
- Камбоджа обвиняет Таиланд в обмане и неблагодарности
- Таиланд и Камбоджа на грани дипломатического конфликта