Министерство транспорта Таиланда призвало к справедливому урегулированию разногласий по контракту на строительство высокоскоростной железнодорожной линии, предупредив, что изменения, предложенные концессионером Asia Era One, могут спровоцировать юридические споры. Проект, призванный связать три ключевых аэропорта страны — Дон Муанг, Суварнабхуми и Утапао, — стоимостью 224 миллиарда таиландских батов (THB) (около 6,3 миллиарда USD), столкнулся с задержками в реализации, что ставит под угрозу одну из важнейших инфраструктурных инициатив Королевства.
На заседании Комитета по политике Восточного экономического коридора (ВЭК), состоявшемся в минувшую субботу, министр транспорта Пхипхат Ратчакитпракарн заявил, что правительство активно работает над разрешением накопившихся правовых и договорных вопросов. В обсуждении приняли участие представители пяти ключевых сторон: Управление ВЭК (заказчик проекта), Генеральная прокуратура, концессионер Asia Era One, Министерство транспорта и Государственные железные дороги Таиланда. Целью встречи был пересмотр предложенных компанией поправок к контракту и получение юридических рекомендаций от Генеральной прокуратуры.
Компания Asia Era One настаивает на внесении изменений в действующее соглашение, предложив реструктурировать государственную финансовую поддержку в систему оплаты «по мере строительства» (pay-as-you-build). Эта модель подразумевает поэтапное финансирование проекта правительством по мере выполнения работ, что отличается от стандартной практики, когда крупный аванс или транши выплачиваются согласно заранее установленному графику. Подобное изменение может снизить финансовые риски для концессионера, но одновременно переложить их на государство.
Министр Пхипхат Ратчакитпракарн отметил, что Управление ВЭК в принципе не возражает против этой идеи, рассматривая её как способ сдвинуть давно застопорившийся проект с мёртвой точки. Однако сам министр выразил личное несогласие с предлагаемым методом оплаты, подчеркнув потенциальные риски. Генеральная прокуратура, в свою очередь, не подтвердила законность подобных поправок, ссылаясь на пункт 5 текущего контракта. Согласно этому пункту, вескими причинами для пересмотра соглашения могут служить лишь форс-мажорные обстоятельства, такие как стихийные бедствия, пандемии или войны.
Учитывая юридическую неоднозначность и потенциальные последствия предложения концессионера, министр Пхипхат заявил, что направит этот вопрос в Кабинет министров для окончательного решения. Управлению ВЭК поручено до конца текущего месяца завершить подготовку ответа на замечания Генеральной прокуратуры и представить свои рекомендации Совету по политике ВЭК. Эти материалы затем будут представлены Кабинету министров. Крайний срок для достижения окончательного решения установлен до роспуска парламента в конце января 2026 года.
Министр также подчеркнул, что Управление ВЭК должно оперативно разъяснить все правовые вопросы, поднятые Генеральной прокуратурой, и повторно обратиться в Кабинет министров. Он добавил, что при подготовке этих разъяснений необходимо учесть мнения Министерства финансов и Бюджетного бюро. Пхипхат Ратчакитпракарн ещё раз подтвердил своё несогласие с изменением контракта, предупредив о риске судебных исков со стороны компаний, проигравших тендер. Они могут заявить, что условия контракта были фактически изменены уже после завершения процедуры закупок, что ставит под сомнение честность и прозрачность всего процесса.
Читайте также:








