Власти Таиланда внесли изменения в государственные программы поддержки электромобилей EV3 и EV3.5, чтобы стимулировать экспорт, нарастить внутреннее производство и укрепить лидерство страны в сфере электротранспорта. Об этом было объявлено после заседания Национального комитета по политике в отношении электромобилей (EV Board), прошедшего 30 июля.
Ключевое нововведение — система поощрения экспортеров: каждый электромобиль, произведенный в Таиланде и отправленный на экспорт, будет засчитываться как 1,5 единицы при выполнении производственной квоты по программам EV3 и EV3.5. Мера распространяется на электромобили, выпущенные в текущем году, и разработана с учетом рекомендаций Федерации тайской промышленности и Ассоциации производителей электромобилей Таиланда.
Ожидается, что нововведения приведут к значительному росту экспорта электромобилей из Таиланда: по предварительным оценкам, на 12 500 единиц в 2025 году и на 52 000 единиц в 2026 году. «Новые меры соответствуют национальной цели 30/30 и обеспечивают гибкость для производителей, укрепляя стремление Таиланда стать глобальной базой производства электромобилей», — заявил Нарит Тхердстирасак, генеральный секретарь Совета по инвестициям (BOI) и секретарь EV Board.
Программа «30/30» предусматривает, что к 2030 году 30% от общего объема производства транспортных средств в Таиланде должны составлять электромобили с нулевым уровнем выбросов. Власти также продлили сроки регистрации произведенных в стране электромобилей в рамках обеих программ: по программе EV3 — с 31 декабря 2025 года до 31 января 2026 года, а по программе EV3.5 — с 31 декабря 2027 года до 31 января 2028 года.
Одновременно с продлением сроков введены критерии для более строгого контроля за выплатой субсидий. Компании должны выполнить не менее 50% от запланированного объема производства, прежде чем получить субсидии. Обязательным становится ежемесячное предоставление планов и отчетов о производстве. Компании, желающие продлить срок выполнения производственной квоты, должны предоставить банковскую гарантию: 20 миллионов тайских батов для компаний с зарегистрированным капиталом более 5 миллиардов тайских батов и 40 миллионов тайских батов для компаний с меньшим капиталом.
Производителям предоставлена возможность привлекать дополнительные производственные мощности для выполнения обязательств. В отношении зарегистрированных транспортных средств, по которым еще не выплачены субсидии, компании могут отказаться от них, вернув акцизный сбор и штрафы, чтобы исключить эти автомобили из своей производственной квоты. Меры призваны способствовать эффективному планированию и предотвращению нецелевого использования государственных средств, предоставляя производителям возможность адаптироваться к рыночным условиям.
Пересмотр условий программ поддержки электромобилей произошел на фоне быстрого роста сектора в Таиланде. В первой половине 2025 года было зарегистрировано 57 289 новых аккумуляторных электрических легковых автомобилей (BEV), что на 52% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Электромобили составили более 15% от всех новых проданных автомобилей.
В настоящее время Таиланд лидирует в АСЕАН по внедрению электромобилей: зарегистрировано более 203 000 BEV, а также 71 900 электрических мотоциклов, 3 800 электрических автобусов и грузовиков и 1 000 электрических трициклов. В общей сложности в рамках программ EV3 и EV3.5 зарегистрировано 209 623 электромобиля, из них 175 064 автомобиля и 34 559 мотоциклов.
Растущая экосистема электромобилей в Таиланде поддерживается значительными инвестициями. По состоянию на июль 2025 года общий объем инвестиций в проекты, связанные с электромобилями, превысил 137 миллиардов тайских батов. В частности, 41,1 миллиарда тайских батов инвестировано в 21 проект по производству BEV (мощность 386 000 единиц в год), 990 миллионов тайских батов — в 16 проектов по производству электрических мотоциклов (мощность 810 000 единиц в год), 2,2 миллиарда тайских батов — в 3 проекта по производству электрических автобусов и грузовиков (мощность 4 800 единиц в год).
Кроме того, 80 миллиардов тайских батов направлено в 53 проекта по производству аккумуляторов, 6,5 миллиарда тайских батов — в 42 проекта по производству ключевых компонентов (тяговые двигатели, BMS, DCU), 5,6 миллиарда тайских батов — в 29 проектов по строительству зарядных станций, что позволило создать 20 080 точек зарядки, включая 7 360 точек быстрой зарядки. Еще 1,28 миллиарда тайских батов инвестировано в пять проектов станций замены аккумуляторов, включающих 555 пунктов для мотоциклов, семь — для коммерческого транспорта и шесть — для легковых автомобилей.
По состоянию на март 2025 года в Таиланде насчитывалось 3 720 общественных зарядных станций для электромобилей, предлагающих 11 622 точки зарядки, из которых 6 524 — станции быстрой зарядки постоянным током и 5 098 — станции переменного тока.
Читайте также:
- Электромобильный бум в Таиланде инвестиции растут
- Таиланд стимулирует экспорт электромобилей программами EV3 и EV3.5
- Электромобильный бум в Таиланде инвестиции растут
- Трат ждет туристический бум несмотря на приграничные риски
- Таиланд и Камбоджа сядут за стол переговоров