Сон и явь в сезон дождей — книга о Таиланде, глава 7

Сон и явь в сезон дождей - книга о Таиланде Блоги
Сон и явь в сезон дождей - книга о Таиланде, глава 7. Необычное путешествие по Таиланду с историческим, мифологическим и культурно-кулинарным уклоном

VII.

Эпилог. Бангкок в начале июня.

Тхонбури, Главный штаб ВМС, напротив Острова Раттанакосин.

День ясен. Солнечные зайчики, отраженные танцующей водой реки, прыгают по ветровым стеклам катеров у причала, окнам зданий вокруг, по золотым пуговицам мундиров.

Ровный строй Королевских Ладей чинно и неторопливо движется по самой середине реки мимо Главного Штаба Военно-морских сил. Гребцы одеты в особую парадную форму, скопированную с образцов ранне-бангкокского периода, или начала Эры Раттанакосин, эры ныне царствующей Династии Чакри. Это только репетиция Процессии Королевских Ладей. Торжество назначено на 12 июня 2006 года: в этот день шестьдесят лет назад Его Величество Король Пхумипхон Адульядет взошел на престол.

Большинство зрителей сегодня в парадной военно-морской форме и в парадной форме других видов вооруженных сил. 12 июня здесь будет еще большее разнообразие мундиров, так как многие гражданские наденут белые придворные френчи, которые полагается носить в присутствии Короля.

Фотограф и Сказочник, последние двое из компании путешественников, оставшиеся в Таиланде после отъезда Экселенца и телевизионной группы, стоят у самого парапета набережной на плацу Главного Штаба, фотографируя и наблюдая Процессию.

С той памятной ночи в Ройял Клиффе ни один человек в группе не сказал другому ни единого слова о странных картинах, которые цифровая камера «Сони» в руках Оператора продолжала снимать вместо реальности, находившейся перед ее объективом. По привычке и из невысказанного вслух интереса они все еще собирались каждый вечер у кого-нибудь в номере, чтобы посмотреть последнюю запись. В оставшиеся дни перед отъездом телевизионной группы они увидели храмовых рабов, строящих Прасат Хин и Короля Менграя, осматривающего место своей будущей столицы. В самой последней записи они увидели пожилого монаха, выходящего из королевского дворца в сопровождении нескольких послушников и монахов помоложе. Монах шагнул в лодку, сел очень прямо и ни разу не обернулся, пока лодка шла по реке, уменьшаясь с расстоянием. Потом лодка совсем исчезла и экран погас. Эта запись была сделана в последний день в Тхонбури, на другой стороне реки от исторического центра Бангкока, где когда-то стоял дворец короля Таксина. Она осталась необъясненной, так как Наг был где-то далеко и явно не собирался появиться снова в ближайшее время.

В аэропорту Режиссер и Оператор попросили Продюсера, Фотографа и Сказочника уделить им минуту времени для чего-то важного. Когда они встали все вместе у дальнего края стойки регистрации, где кроме них никого не было, Режиссер сказал:

— Ребята, я вчера никак не мог заснуть. Не знаю почему, мне вдруг захотелось поработать. Тогда я разбудил его, — он кивнул подбородком в сторону Оператора, — и мы «провкалывали» до завтрака. Нам все-таки удалось сделать копии. Вот, возьмите, здесь по диску на каждого. Все отредактировано, порезано на части согласно хронологии поступления и обработано в цифре. Чтобы никто не забыл.

С этими словами он дал каждому в руки запакованный в пластиковый конверт диск DVD, поднял свою сумку, повернулся и пошел в сторону зала паспортного контроля.



Королевские Ладьи, грациозные длинные лодки, обычно выструганные из одного ствола тикового дерева и приводимые в движение пятьюдесятью-щестьюдесятью гребцами, использовались в Аюттхайе в равной степени для выполнения боевых задач на реках и курьерских задач по доставке Королевских грамот, писем и Королевских посольств. Каждая Ладья была вооружена пушкой и украшена резной деревянной фигурой того или иного мифического существа, располагавшейся на носу. Фигуры оказывали на противника подавляющее психологическое воздействие и приносили удачу Ладье и экипажу.

Короли Аюттхайи также использовали Ладьи для передвижения и как флагманские корабли на войне, если поле битвы оказывалось вблизи воды.

К XVII веку их церемониальная роль стала не менее важной, чем остальные: Процессии Королевских Ладей устраивались в торжественных случаях, они были неоднократно описаны в донесениях иностранных послов в Аюттхайю, и постепенно Ладьи становились одним из важнейших символов Сиама.

Большинство Королевских Ладей были уничтожены пожаром, который охватил весь город в день падения Аюттхайи.

Когда Король Рама Первый, основатель династии Чакри, перенес столицу в Бангкок и возвел восстановление славы и процветания Сиама периода Аюттхайи в ранг государственной политики, строительство новых Королевских Ладей началось немедленно.



Генерал Князь Чакри, Чао Пхрайя Чакри, был знатнее по рождению и имел больше прав на Сиамский трон, чем генерал князь Таксин, однако он принял верховенство Короля Таксина с самого начала, присоединился к нему в чонбурийском военном лагере, стал заместителем Короля Таксина по военным делам и пребывал в этой должности до конца царствования.

Изначально слово «Чакри» было не именем, а титулом, который в Сиаме давался генералу, командовавшему армией и выполнявшему самостоятельно стратегические задачи, поставленные Королем. Название титула происходило от санскритского слова «Чакра» — «Колесо, сфера», обозначавшего в данном случае древнее оружие – колесо, составленное из остро наточенных лезвий, описанное в древнеиндийском эпосе.

Почетные титулы часто использовались в Сиаме вместо имен, и иногда они вообще заменяли имя, или превращались в имя. Генерал Князь Чакри предпочитал это имя всем другим, в том числе и титулам, которые присваивал ему Король.

Окончание царствования Короля Таксина покрыто тайной. Считается, что Король заболел тяжелой душевной болезнью и его ближайшие советники и придворные заставили его отречься от престола, а потом умертвили, так как в ближайших к столице провинциях уже поднималось восстание, и страна могла опять развалиться на части. Так пишут историки..

Легенда, однако, утверждает, что Король Таксин осознал, что его миссия освобождения страны от иностранного владычества и возвращения Сиаму всех земель, потерянных после падения Аюттхайи, уже выполнена, и по собственному желанию навсегда покинул столицу. Он постригся в монахи и провел остаток жизни в монастыре в провинции Сарабури в ста километрах от Бангкока, куда к нему часто приезжал посоветоваться его преемник.

По поводу престолонаследия ни у кого сомнений не было: Генерал Князь Чакри был единогласно назван в качестве преемника Короля Таксина всеми сторонами, участвовавшими в процессе выбора нового Монарха. В Действующую армию, двигавшуюся в это время в сторону камбоджийской границы под его командованием, были отправлены гонцы.

После коронации новый Король Сиама принял титул Раматхибоди или Рама I, а его воинский титул, Чакри, стал именем новой Династии.

С тех пор девять Королей Династии Чакри сменились на Сиамском, а затем Таиландском престоле. Под их властью Сиам процветал и защищал свою независимость, став единственной страной Юго-Восточной Азии, которая полностью избежала колонизации.

Ныне царствующий Король, Его Величество Пхумипхон Адульядет, Рама IX, который вступил на Таиландский престол 12 июня 1946 года, является сегодня Монархом, царствующим дольше всех остальных Королей на Земле.



Из дневника Сказочника.

Наблюдая прохождение Королевских Ладей, прислушиваясь к обрывкам песни гребцов, которые доносит ветер с реки, испытываешь совершенно иные чувства, чем присутствуя на военном параде. Парады, демонстрирующие несокрушимую военную силу, на самом деле ничего никому не доказывают. Истории известны парады, которые проводились с помпой в странах, готовых в любой момент развалиться на части.

В отличие от парада, Процессия Королевских Ладей дышит миром и стабильностью, отражая преемственность Сиамской Монархии.

После шестнадцати лет в Таиланде легко стать монархистом.

Не потому, что все вокруг – монархисты, а потому, что пришлось пожить при десяти сменявших друг друга правительствах, и все равно, когда думаешь о социальных программах, оказавших реальное влияние на повседневную жизнь народа, особенно его малообеспеченной части, прежде всего вспоминаешь многочисленные Королевские проекты – от строительства ирригационных плотин в провинциях, подверженных попеременно засухам и наводнениям, до программ по замене сельскохозяйственных культур на Севере, где вместо опиума начали выращивать картофель и клубнику, или создание «с нуля» молочного животноводства. Все эти проекты инициировались Королем и исполнялись под персональным наблюдением Его Величества, они финансировались исключительно или почти исключительно пожертвованиями граждан и юридических лиц, без привлечения средств государственного бюджета.

И еще потому, что помнишь столкновение двух противоборствующих политических группировок в 1992 году, которое привело сначала к массовым уличным протестам, затем к беспорядкам, а закончилось стрельбой и кровопролитием. Помнишь, как твои коллеги и друзья перебегали на корточках по холлу гостиницы Ройял Отель от одного окна к другому и поднимали свои фотоаппараты на вытянутых руках над головой, чтобы снять очередной исторический кадр и не подставить голову и грудь под пули. Вспомнишь свое собственное чудесное спасение в ту ночь, и остаток той ночи, проведенный за просмотром прямой телевизионной трансляции в дежурном помещении полицейского отделения неподалеку, в компании нескольких очень обеспокоенных офицеров. Помнишь, как заблестели от слез их глаза, да и твои собственные тоже, когда на экране телевизора оба лидера противоборствующих группировок подползли на коленях к трону и пали перед Королем ниц, прося прощения и помилования за последствия их политиканства, и как Король сказал свое слово, после чего всякая конфронтация немедленно прекратилась.

Помнишь призыв Его Величества к экономической самодостаточности, произнесенный в самом начале Азиатского экономического кризиса 1997 – 1998 годов. Помнишь, как эта концепция самодостаточности и разумности потребления помогла стране выйти из кризиса в гораздо большей степени, чем громоздкие макроэкономические манипуляции Международного Валютного Фонда.

Вспомнив все это, поймешь: в том, что миллионы тайцев носят желтые рубашки с символикой Золотого Юбилея нынешнего царствования, нет совершенно ничего искусственного или неискреннего. Желтый цвет – это цвет понедельника, дня недели, в который родился Король, и сегодня этот цвет доминирует во всей стране: тайцы празднуют шестидесятилетие восшествия на престол Его Величества. «Мы любим Короля» — самая популярная надпись на футболках, рубашках, стикерах, приклеенных к задним стеклам автомобилей. Но это – всего лишь поверхностное отражение девиза, оттиск которого находится гораздо глубже: в сердцах и умах людей.

Автор: Евгений Беленький
Бангкок, июль 2006 г.

Содержание:

Обсуди это с теми, кто живет в Таиланде

Вступайте в Клуб жителей Паттайи — группу для общения русскоязычных жителей и гостей курорта.

Новости, мероприятия, объ…

Опубликовано Pattaya Now 25 сентября 2016 г.

Поиск недорогих авиабилетов
Новости Таиланда
Добавить комментарий