В Таиланде, где рынок электромобилей (EV) демонстрирует стремительный рост, обостряются структурные проблемы, ставящие под угрозу права потребителей. Исследование, проведённое Советом потребителей Таиланда (TCC), выявило риски, связанные с безопасностью аккумуляторных батарей, неясные условия гарантийного обслуживания и недобросовестное послепродажное обслуживание.
Исследовательская группа под руководством Манона Сукламая из Технологического университета имени короля Монгкута в Тхонбури провела опрос более 400 владельцев электромобилей и сопоставила регуляторные практики разных стран. Результаты исследования показали, что тайские потребители подвергаются многочисленным рискам, что требует усиления мер защиты, включая введение «законов о лимонах», обеспечивающих ответственность производителей за дефектную продукцию.
«Возврат продукции не должен вызывать тревогу — это признак ответственности производителя», — подчеркнул Манон Сукламай. Он отметил, что Таиланду срочно необходимы чёткие и всеобъемлющие механизмы защиты прав потребителей. «Закон о лимонах» направлен не только на принудительную замену дефектных автомобилей, но и на повышение качества продукции на всех этапах — от производства до послепродажного обслуживания.
Исследование выявило три ключевые области, вызывающие обеспокоенность:
- Безопасность и отсутствие единых стандартов, особенно в отношении аккумуляторных систем, пожарной безопасности, установки домашних зарядных станций и реагирования на чрезвычайные ситуации.
- Нечёткие правовые рамки и правила послепродажного обслуживания, включая расплывчатые условия гарантии, медленную обработку претензий, длительное ожидание запасных частей и сложную регистрацию модифицированных или переоборудованных электромобилей.
- Экономическая нестабильность и снижение доверия потребителей из-за внезапного снижения цен на новые модели, что обесценивает подержанные автомобили и увеличивает долговую нагрузку, а также неопределённость относительно долгосрочного присутствия производителей и импортёров на рынке.
Исследователи также установили, что выпуск новых моделей электромобилей по высоким ценам, сопровождаемый быстрым снижением цен, вызывает у первых покупателей чувство обмана и подрывает доверие к рынку. Такая волатильность негативно сказывается не только на потребителях, но и дестабилизирует автомобильную промышленность и финансовую систему в целом.
Сравнительный анализ, проведённый TCC, охватил шесть регионов мира. В Европе, Китае и США уже действуют аналоги «закона о лимонах», обязывающие производителей и дилеров нести ответственность за дефектные автомобили или автомобили, требующие частого ремонта. Япония, в свою очередь, применяет строгие санкции к нарушителям, чтобы предотвратить возникновение проблем на начальном этапе. В отличие от этих стран, Таиланд продолжает сталкиваться с многочисленными жалобами потребителей и не имеет формального превентивного механизма защиты покупателей электромобилей.
Исследовательская группа предлагает комплексный пакет мер, предусматривающий координацию между различными ведомствами для обеспечения справедливости, безопасности и стабильности на рынке электромобилей. Манон Сукламай подчеркнул, что судебные иски должны быть «крайней мерой», и что более важную роль играют эффективные превентивные меры.
«Если Таиланд разработает надёжные стандарты для производства, переоборудования, установки, послепродажного обслуживания и страхования электромобилей, а также меры безопасности для зарядных станций и зданий, то количество проблем, связанных с электромобилями, значительно сократится», — отметил он. Он добавил, что Таиланд находится на переломном этапе, переходя от роли глобального центра сборки автомобилей к базе производства электромобилей, и поэтому должен сосредоточиться на увеличении доли местного контента и передаче технологий для укрепления отечественной промышленности и повышения конкурентоспособности.
В докладе делается вывод о том, что реализация этих мер повысит доверие потребителей, обеспечит справедливость, снизит риски, связанные с безопасностью и долговой нагрузкой, и поможет Таиланду достичь цели стать устойчивым региональным центром электромобилей. TCC призывает все соответствующие государственные органы объединить усилия и оперативно реализовать эти рекомендации в виде конкретных политических решений. Важно отметить, что развитие электромобильного сектора в Таиланде может открыть новые возможности для сотрудничества, включая взаимодействие с российскими компаниями, имеющими опыт в разработке и производстве компонентов для электромобилей и зарядной инфраструктуры.
Читайте также: