Правительство во главе с партией «Пхыа Тхаи» столкнулось с нестабильностью после выхода партии «Бхумджаитхаи» из правящей коалиции, что породило опасения по поводу предстоящих юридических баталий. Причиной разрыва послужила утечка аудиозаписи разговора между Пеатхонгтарн Чинават и президентом Сената Камбоджи Хун Сеном, вызвавшая кризис доверия к правительству.
Несмотря на полемику, Пеатхонгтарн Чинават решила продолжить управление страной, не уходя в отставку и не распуская парламент. Этот шаг создает предпосылки для обострения политической обстановки. Источник в «Пхыа Тхаи» признаёт, что правительство вступает в сложный политический период, однако видит и преимущества в выходе «Бхумджаитхаи».
По словам источника, отсутствие «Бхумджаитхаи» позволит работать спокойнее, поскольку больше не будет неискренних партнёров и внутренних препятствий. Многие вопросы теперь могут продвигаться более гладко. Например, правительство давно выступало против политики декриминализации каннабиса, но не могло действовать из-за ограничений коалиции.
Несмотря на некоторое внутреннее облегчение, правительство «Пхыа Тхаи» готовится к серьёзным внешним вызовам. Первоочередной задачей является противодействие обструкционистской тактике оппозиции, которая, как ожидается, будет оспаривать почти каждую законодательную инициативу. Уже наблюдаются признаки этого, такие как ожидаемое предложение о проведении дебатов о вотуме недоверия.
Кроме того, существует неопределённость в отношении сплочённости новой, реструктурированной коалиции. Без «Бхумджаитхаи» оставшиеся партии коалиции должны будут доказать своё единство и способность эффективно сотрудничать. Существуют сомнения в том, насколько хорошо новые партнёры смогут взаимодействовать и поддерживать согласованность действий.
Администрация ожидает серьёзных препятствий и в Сенате. Любое законодательство, требующее одобрения обеих палат, может столкнуться с задержками или полным отклонением. В ближайшие месяцы любой вопрос, требующий прохождения через парламент или одобрения Сената, вероятно, встретит серьёзное сопротивление.
Наиболее актуальной задачей является принятие законопроекта о бюджете на 2026 финансовый год. «Пхыа Тхаи» уверена, что сможет добиться одобрения в Палате представителей, однако сохраняются опасения относительно его судьбы в Сенате. Если Сенат, который в основном связан с «синим блоком» («Бхумджаитхаи»), отклонит законопроект и вернёт его в Палату представителей, правительство подтвердит свою позицию и повторно представит его.
Подобный шаг со стороны Сената привлечёт внимание общественности, поскольку национальный бюджет является вопросом, представляющим общественный интерес. Правительство полагает, что Сенат не станет блокировать законопроект напрямую. Но если это произойдёт, то оно обратится к общественности и будет полагаться на гражданское давление, чтобы отреагировать на такой беспрецедентный акт.
Источники в «Пхыа Тхаи» утверждают, что почти все предлагаемые законы — как незначительные, так и важные — теперь сталкиваются с повышенным вниманием и возможностью обструкции. Правительство ожидает более осторожного и дисциплинированного подхода к парламентской работе. Законодательные усилия должны быть тщательными и соответствовать парламентским процедурам.
Инсайдеры «Пхыа Тхаи» предупреждают, что правительство вступает в фазу усиления конфликта, когда правовые механизмы всё чаще используются в качестве инструментов политического саботажа, что называется «правовой войной». Правительство должно действовать осторожно и в то же время иметь смелость действовать и продвигать политику, приносящую реальные результаты.
Принятие законопроекта о бюджете рассматривается как важная веха. Если правительству удастся его провести, это будет означать, что оно может продолжать работу. Но если правительство падёт, то это произойдёт из-за неустанных усилий с нескольких фронтов, особенно со стороны независимых агентств, включая судебную систему и антикоррупционные органы.
Выражается обеспокоенность по поводу возможных судебных решений, которые могут отстранить Пеатхонгтарн Чинават от её обязанностей, особенно в связи с утечкой аудиозаписи. Такое развитие событий, несомненно, подорвёт доверие к правительству. Даже при исполняющем обязанности премьер-министра ощущение нестабильности скажется на ситуации.
В условиях такой неопределённости правительство может оказаться не в состоянии реализовать ключевые направления политики, что ослабит его эффективность и общественное доверие. Это будет похоже на управление без настоящего премьер-министра. Страна пострадает, общественная поддержка ослабнет, протесты могут набрать обороты, а иммунитет правительства к политическому давлению рухнет, открывая двери для дальнейших кризисов.
Если правительство окажется не в состоянии продолжать работу, роспуск Палаты представителей может стать единственным жизнеспособным выходом. Решающим фактором могут стать неблагоприятные решения независимых институтов. В наихудшем сценарии, если премьер-министр будет отстранена от должности, единственным приемлемым преемником от «Пхыа Тхаи» будет Чайкасем Нитисири.
Чайкасем Нитисири — третий и последний кандидат в премьер-министры от «Пхыа Тхаи». Поскольку Сеттха Тхависин уже был отстранён от должности, а Пеатхонгтарн Чинават сталкивается с аналогичным риском, единственным вариантом для «Пхыа Тхаи» кажется Чайкасем, которому в августе исполнится 77 лет. Поддержки назначению премьер-министра от другой партии не будет. Если этот вариант не удастся, роспуск Палаты представителей будет неизбежен.
Танапорн Сриякул, директор Института политического и политического анализа, обрисовал основные угрозы, стоящие перед правительством «Пхыа Тхаи» после выхода партии «Бхумджаитхаи» из коалиции. Самой заметной и непосредственной угрозой является «правовая война». В основном это вызвано сенаторами, которые, согласно конституции, имеют широкие полномочия для проверки премьер-министра и кабинета министров практически по любому вопросу.
Он выделил полемику вокруг разговора Пеатхонгтарн Чинават с Хун Сеном в качестве наиболее серьёзной текущей проблемы. Танапорн выразил дополнительные опасения по поводу потенциальных политических маневров «Бхумджаитхаи» после выхода из коалиции. Партия может не только стремиться к вербовке депутатов в преддверии будущих выборов, но и заниматься стратегическими краткосрочными тактиками «колебания голосов».
Необходимо учитывать возможность временных альянсов, например, во время дебатов о вотуме недоверия. Неожиданные отсутствия или скоординированный вывод депутатов во время важных голосований могут значительно дестабилизировать коалиционное правительство.
Юрист Джаран Пакдитанакул обрисовал юридический процесс, связанный с петицией, касающейся скандальной аудиозаписи разговора между Пеатхонгтарн Чинават и Хун Сеном. В настоящее время процесс находится на предварительной стадии. Петиция была подана в суд через спикера Сената. Однако коллегия судей Конституционного суда ещё не решила, принимать ли дело к рассмотрению.
По словам Джарана Пакдитанакула, на заседании суда, назначенном на 1 июля, возможны три исхода: суд может проголосовать за принятие петиции к немедленному рассмотрению; он может запросить дополнительную информацию у заинтересованных сторон, прежде чем принять решение о принятии дела; или он может проголосовать за отклонение петиции. Для принятия всех решений необходимо большинство голосов девяти заседающих судей.
Джаран Пакдитанакул отметил, что даже если суд решит принять петицию, это не приведёт автоматически к временному отстранению премьер-министра. В отличие от дел, рассматриваемых в Верховном суде и связанных с нарушениями этических норм, выявленных Национальной комиссией по борьбе с коррупцией, нынешнее дело затрагивает этические соображения, но не подпадает под категорию серьёзных нарушений этических норм, которые влекут за собой автоматическое отстранение от должности.
Джаран Пакдитанакул выразил обеспокоенность по поводу растущего общественного дискурса, который характеризует судебные разбирательства как «правовую войну», особенно в отношении петиций, поданных в соответствии с конституционными положениями. Он считает несправедливым использование этой терминологии таким образом, который подразумевает, что суд не обладает беспристрастностью или политически мотивирован.
Читайте также:
- Конституционный суд Таиланда рассмотрит дело премьер-министра
- Таиланд обвиняет Камбоджу во вмешательстве во внутренние дела
- Таиланд на грани нового военного переворота
- Экс-генпрокурор готов возглавить правительство Таиланда
- Сенат Таиланда критикует проект бюджета на 2026 год