Таиланд: парламент обсудит поправки в конституцию

Новости
Депутаты рассмотрят варианты создания конституционной ассамблеи, включающей выборных представителей, экспертов или их сочетание для разработки нового основного закона

В преддверии специальной совместной сессии парламента, запланированной на 14–15 октября для обсуждения трех законопроектов о внесении поправок в конституцию, политические аналитики сходятся во мнении, что модель, предложенная партией «Бхумджайтхаи» (BJT), имеет наибольшие шансы на одобрение.

Аналитики отмечают, что предложение «Бхумджайтхаи» следует структуре, использованной в предыдущих попытках пересмотра конституции, что делает его более практичным и менее уязвимым для юридических споров. Однако критики могут рассматривать его как «просенатскую» конституционную ассамблею, ссылаясь на предполагаемую близость партии к Сенату.

В свою очередь, предложения от Народной партии (PP) и партии «Пхыа Тхаи» рассматриваются как более инклюзивные, поскольку оба предусматривают участие общественности в отборе членов конституционной редакционной ассамблеи (CDA). Тем не менее, оба предложения рискуют противоречить решению Конституционного суда, согласно которому граждане не могут напрямую избирать членов CDA.

Народная партия первой представила свое предложение о поправках 22 сентября, стремясь пересмотреть главу 15/1 конституции, которая регулирует процесс разработки конституции. Их модель включает «двойной механизм», направленный на баланс между участием общественности и соблюдением конституции.

Во-первых, будет создан комитет по разработке конституции из 35 членов. Из 70 кандидатов, избранных общественностью по всей стране, половина будет отобрана парламентом для работы в комитете. Представительство будет распределено пропорционально между депутатами, сенаторами и партиями: каждые 20 членов парламента из 700 мест совместно выбирают одного члена комитета.

Во-вторых, будет сформирован консультативный совет из 100 членов для сбора общественного мнения и представления его в комитет по разработке. Члены будут избираться по мажоритарной системе, с одним-пятью представителями от провинции в зависимости от численности населения. Проект должен быть завершен в течение 270 дней.

Процесс продолжится даже в случае роспуска парламента, а окончательный проект должен быть одобрен парламентом перед отправкой на общественный референдум. Если парламент отклонит его, процесс перезапускается с новыми комитетами. Комитет по разработке из 35 членов работает вместе с консультативным советом из 100 членов.

Предложение «Бхумджайтхаи», представленное 24 сентября, направлено на снижение порога одобрения Сенатом для первого и третьего чтений с одной трети до одной пятой, а также добавляет новый раздел 15/1, регулирующий разработку конституции. Оно предлагает CDA из 99 членов, все из которых будут выбраны парламентом — 77 представителей провинций и 22 эксперта в области права, политологии и государственного управления.

Депутатам, сенаторам, должностным лицам и лицам с аннулированными правами голоса будет запрещено подавать заявки. Избирательная комиссия будет курировать 90-дневный период подачи заявок, а парламент завершит отбор в течение 20 дней после получения списка кандидатов. Также будет подготовлен резервный список.

Затем будет назначен комитет по разработке из 45 членов, состоящий из 30 членов CDA и 15 внешних экспертов. Проект должен быть завершен в течение 360 дней с явными запретами на изменение монархии, формы правления или глав 1 и 2 конституции.

После завершения проект будет рассмотрен парламентом и, в случае одобрения, отправлен на общественный референдум в течение семи дней. Новый процесс разработки может быть инициирован только кабинетом министров, депутатами или сенаторами. Комитет по разработке состоит из 45 членов, включая 30 членов из CDA (всего 99 членов) и 15 внешних экспертов.

Партия «Пхыа Тхаи» представила свое предложение о поправках 25 сентября, призывая к созданию CDA из 151 члена, которая объединяет общественный и парламентский отбор. Из них 100 членов будут избраны парламентом из 300 кандидатов, отобранных общественностью в каждой провинции.

Оставшийся 51 член будет назначен парламентом из квалифицированных лиц или кандидатов от 14 организаций, включая кабинет министров, судебную систему, органы местного самоуправления, университеты, профессиональные ассоциации и группы гражданского общества.

CDA назначит комитет по разработке из 27 членов, включая 14 членов CDA, пять экспертов в области публичного права, пять в области политологии или государственного управления и три человека с политическим или административным опытом. Новая конституция должна быть завершена в течение 180 дней, не изменяя конституционную монархию или форму правления.

После представления проекта парламент будет иметь 30 дней для рассмотрения и внесения предложений. Если CDA пересмотрит и повторно представит проект, парламент должен одобрить его двумя третями голосов до проведения референдума. Комитет по разработке состоит из 27 членов — 14 из CDA и 13 внешних экспертов.

Оларн Тинбангтиео, политолог из Университета Бурапха, отметил, что каждый из трех законопроектов о поправках содержит различный подход к формированию CDA, при этом предложение Народной партии является наиболее сложным. Народная партия утверждает, что ее модель представляет собой косвенные выборы, а не прямые, но Оларн предупредил, что она все еще может быть оспорена в Конституционном суде.

По его словам, модель Народной партии трудно понять общественности, а также существует риск конфликта с решением суда о том, что люди не могут напрямую избирать членов CDA. Предложение «Пхыа Тхаи» он описал как более осторожное, но все еще юридически уязвимое, поскольку оно включает в себя первоначальное общественное голосование.

Оларн считает, что это попытка избежать прямых выборов, но она сопряжена с риском, поскольку первый отбор осуществляется общественностью. Тем не менее, он отметил включение молодых представителей. По его мнению, предложение «Бхумджайтхаи» является наиболее простым и наименее вероятно столкнется с юридическими проблемами.

Оларн заявил, что оно смоделировано на основе CDA 1996 года, в котором потенциальные разработчики из каждой из 77 провинций подают заявки для отбора парламентом, и около 20 экспертов в области права, политологии и смежных областях назначаются парламентом.

По словам Оларна, хотя модель проста, легка для понимания и безопасна от судебных споров, ее недостатком является то, что ее можно критиковать как «просенатскую» CDA, поскольку не секрет, что партию часто критикуют за ее близость к Сенату. Он считает, что новая конституция должна решать вопросы о том, как достигается и осуществляется государственная власть, как осуществление власти должно регулироваться, и конституция также должна защищать основные принципы.

Оларн предложил использовать конституцию 1997 года и проект 2014 года, подготовленный правоведом Боворнсаком Уванно, который в настоящее время является заместителем премьер-министра, в качестве основы для новой конституции. Другой правовед, Джейд Донаваник, который также является бывшим советником разработчиков устава 2017 года, заявил, что три проекта поправок к уставу используют различные подходы, но ни один из них не решает основных политических проблем страны.

Проект Народной партии в значительной степени является теоретическим и оторванным от практических реалий, особенно его идея об избрании членов CDA в командах. Джейд отметил, что у разных команд будут противоречивые идеи о том, какую конституцию они хотят, и когда эти группы смешиваются, они будут тратить время на споры. Избиратели также не будут знать, кто эти команды и почему они должны их поддерживать.

Вариант партии «Пхыа Тхаи», похоже, занимает промежуточную позицию, объединяя избранных членов CDA с назначенными экспертами, что может привлечь людей с профессиональными знаниями и лучшим пониманием потребностей общества. Он обладает той же слабостью, что и у Народной партии, но представляет собой смесь косвенного участия и экспертов.

Джейд считает, что модель «Бхумджайтхаи» является наиболее практичной, поскольку она близко следует подходу, использованному при разработке конституции 1997 года. Однако она может вызвать критику за создание «просенатской» CDA, учитывая тесные связи партии с Сенатом. Он также задался вопросом, необходимо ли писать совершенно новую конституцию.

Переписывание всего устава обходится дорого и часто заканчивается повторением той же структуры. По словам Джайда, большинство изменений обычно касаются депутатов, сенаторов, кабинета министров, а иногда и независимых агентств, и больше ничего не меняется. Он также добавил, что изменение устава должно быть трудным, а не легким, чтобы сохранить его доверие и стабильность.

Он предложил проводить целенаправленные поправки в каждом конкретном случае с участием общественности на каждом этапе. По мнению Джайда, если каждая поправка будет тщательно обсуждаться, и люди будут должным образом информированы посредством общественных консультаций, то в течение трех-четырех лет у общества может появиться устав, отражающий подлинное понимание общественности. Однако прогресс может быть медленным, поскольку предложения трех партий по-прежнему сильно расходятся.

Читайте также:

Новости Таиланда
Добавить комментарий