После потери позиций в отношении статьи 112 Уголовного кодекса, известной как закон об оскорблении величества, оппозиционная Народная партия (PP) стремится укрепить свой реформаторский имидж, сосредоточившись на внесении изменений в конституцию. В то же время критики скептически оценивают «возвращение» лидера партии «Пхыа Тхаи» Пеатхонгтарн Чинават, ожидая объявления о её замене.
Партия PP, некогда считавшаяся мощным двигателем реформаторских изменений в тайской политике, в настоящее время оказалась в затруднительном положении, имея в своем арсенале лишь одну оставшуюся приоритетную задачу: внесение поправок в конституцию. Другие реформаторские приоритеты, в частности, стремление внести поправки в статью 112, застопорились из-за огромного сопротивления как со стороны истеблишмента, так и конкурирующих политических фракций. Таким образом, конституционная реформа остаётся для партии последним полем битвы, чтобы доказать свою актуальность и выполнить свои обещания перед сторонниками.
Когда PP пришла к власти, она несла надежды широкой коалиции молодых избирателей, продемократических активистов и разочарованных представителей городского среднего класса Таиланда. Их мандат был ясен: противостоять укоренившимся структурам власти в Таиланде и провести смелые реформы. Кампания была сосредоточена на трёх столпах: реформирование конституции для устранения авторитарного наследия, изменение статьи 112 и реструктуризация экономики, чтобы сделать её более справедливой.
Первоначально импульс был сильным. Партия доминировала в разговорах о демократии, правах человека и политической реформе. Её молодое руководство и прогрессивная политика отличали её от традиционных влиятельных лиц. Однако, оказавшись в парламенте, реалии коалиционной политики, институциональные сдержки и противодействие со стороны консервативных сил ослабили большую часть её реформаторского пыла.
Самым явным признаком тупика стала попытка переписать статью 112. Закон об оскорблении величества долгое время был одним из самых щепетильных вопросов в тайской политике. Он предусматривает уголовную ответственность за предполагаемые оскорбления монархии с суровыми наказаниями, что делает любые усилия по внесению в него поправок практически невозможными в нынешнем политическом климате.
PP выступила за изменения, утверждая, что закон используется в политических целях и применяется для подавления инакомыслия. Но сопротивление исходило со всех сторон: консервативные политики назвали этот шаг нападками на монархию, другие партии дистанцировались из-за страха оттолкнуть свою базу избирателей, и даже некоторые группы гражданского общества выразили обеспокоенность по поводу рисков, связанных с прямым проведением реформы.
Результат был предсказуем. Парламентские голосования по этому вопросу не получили поддержки, получив подавляющий отказ как со стороны Палаты представителей, так и со стороны Сената. Публично руководство PP настаивало на том, что стоило приложить усилия, чтобы осветить этот вопрос. В частном порядке многие признали, что это была борьба, которую они не могли выиграть, как сообщил политический источник.
На этом фоне конституционная реформа остаётся для партии последним жизнеспособным путем влияния. В отличие от статьи 112, внесение поправок в конституцию пользуется более широкой легитимностью как политическая программа. Действующая конституция Таиланда, разработанная при военном правлении, уже давно подвергается критике за закрепление неизбираемых полномочий, особенно через назначаемый Сенат и механизмы, позволяющие лицам, связанным с военными, сохранять влияние на гражданскую политику.
Сосредоточившись на конституционной реформе, PP всё ещё может заявить о продвижении демократического дела, не отталкивая центристских или не склонных к риску союзников. Эту идею также легче донести до общественности: более демократическая конституция является основой для любой другой реформы. «Если правила игры останутся искажёнными, ни одно правительство, каким бы реформаторским оно ни было, не сможет добиться значимых изменений»,— сообщил источник.
Это делает стремление к внесению поправок в конституцию одновременно стратегической необходимостью и символическим последним рубежом. Для PP важно не столько то, смогут ли они полностью принять новую конституцию — учитывая препятствия в виде вето Сената и отпора со стороны истеблишмента, — сколько продемонстрировать приверженность системным реформам. Это их последний шанс заявить, что они боролись от имени своих избирателей, даже если шансы невелики.
Тем не менее, риски, связанные с тем, что они строят свою идентичность на внесении поправок в конституцию, значительны. Во-первых, конституционная реформа — это длительный процесс. Даже если парламент согласится учредить Конституционную редакционную ассамблею (CDA), дебаты о её составе, полномочиях и процедурах могут занять месяцы, если не годы. Эти сроки не соответствуют острой потребности PP показать результаты до следующих выборов.
Во-вторых, партия сталкивается с риском быть перехитренной. Конкурирующие партии, такие как «Пхыа Тхаи» и партия «Бхумджаитай» (BJT), также высказались в поддержку конституционной реформы, хотя и в более осторожных выражениях. Если более крупные партии возьмут на себя ответственность за этот процесс, PP может потерять возможность заявить об этом вопросе как о своём собственном. В политике первенство в отстаивании идеи не всегда приводит к получению вознаграждения, если её реализуют другие.
В-третьих, существует опасность разочарования. Сторонники, которые поддержали PP за её смелую позицию по статье 112, могут воспринять внесение поправок в конституцию как смягчённый компромисс. Если партия не сможет добиться ощутимого прогресса, она рискует получить клеймо неэффективной — ярлык, который может разрушить её привлекательность для молодых избирателей, требующих результатов, а не просто риторики.
PP, между тем, всё больше опасается, что крупные партии будут доминировать в процессе разработки. Главная оппозиционная партия заявляет, что хочет, чтобы правительство работало над максимальным расширением участия общественности в разработке новой конституции, заявляя, что нынешние предложения правящей коалиции могут позволить влиятельным партиям доминировать во всём процессе.
Парит Вачарасинду, депутат списка и представитель PP, сообщил, что партия уже представила свои предложения по внесению поправок в конституцию и рассмотрела некоторые детали предложений, выдвинутых «Пхыа Тхаи» и BJT. Он обрисовал две проблемы: во-первых, общественности должна быть предоставлена наивысшая степень участия, разрешённая в соответствии с решением Конституционного суда, и, во-вторых, необходимы гарантии, чтобы не допустить монополизации CDA одним политическим лагерем, который будет создан в соответствии со статьёй 256 устава.
По словам господина Парита, модели «Пхыа Тхаи» и BJT не соответствуют требованиям. «Пхыа Тхаи» предлагает прямые выборы 200 представителей, которые затем будут отфильтрованы парламентом. План BJT основан на парламентском отборе кандидатов без прямого участия избирателей. «Оба подхода ограничивают участие граждан»,— сказал господин Парит. Однако недавнее решение Конституционного суда запрещает прямые выборы членов CDA.
Предложение PP предусматривает избрание парламентом 35 членов редакционной комиссии из 70 кандидатов, отобранных общественностью. Эти места будут распределены пропорционально между депутатами, сенаторами и политическими партиями, тем самым снижая риск доминирования какой-либо одной группы в процессе.
Источник сообщил, что внесение поправок в конституцию позволяет PP оставаться актуальной и участвовать в публичной дискуссии, сохраняя при этом давление на истеблишмент и укрепляя свой реформаторский имидж. И, что ещё более важно, это ловко обходит кирпичную стену, воздвигнутую упоминанием об их конечной цели внесения изменений в статью 112 конституции. Это также позволяет им сохранить свою коалицию сторонников в целости и сохранности.
Представляя конституционную реформу как коренную причину демократической стагнации Таиланда, партия может утверждать, что из неё вытекают все остальные вопросы — от судебной реформы до реформы монархии. Даже если им не удастся добиться полномасштабных поправок, они могут заявить о моральной победе, сохранив эту программу в живых.
После ухода из власти партия «Пхыа Тхаи» на этой неделе запустила видео на своей официальной странице в Facebook, первое в новой серии под названием «Пхыа Тхаи вернётся». В 23-минутном ролике лидер партии и бывший премьер-министр Пеатхонгтарн Чинават размышляет о двух годах пребывания партии у власти и заверяет сторонников в готовности «Пхыа Тхаи» продолжить незавершённую работу, если ей будет предоставлен ещё один шанс возглавить страну.
В своём обращении госпожа Пеатхонгтарн подтвердила свою поддержку фирменной политики, включая ограничение в 20 тайских бат на проезд в электричках, проекты доступного жилья и образовательные гранты. Она также выделила амбициозные инициативы в области туризма, такие как проведение гонок Формулы-1 (F1) и развлекательных фестивалей мирового уровня, таких как Tomorrowland, в Таиланде для оживления экономики.
Однако мотив «возвращения» не вызвал восторга у политических обозревателей, которые говорят, что этого заявления недостаточно для ослабления кризиса доверия, с которым в настоящее время сталкивается «Пхыа Тхаи». В последние месяцы «Пхыа Тхаи» понесла устойчивые потери депутатов в пользу таких соперников, как BJT и партия «Клатам». Многие политические семьи либо перешли в другие лагеря, либо сигнализировали о поддержке других лагерей, которые кажутся более политически безопасными.
Эти переходы усугубили проблемы партии, которая уже была потрясена решениями суда, в результате которых госпожа Пеатхонгтарн была отстранена от должности премьер-министра, а её отец, бывший премьер-министр Таксин Чинават, был возвращён в тюрьму. Многие политические аналитики говорят, что видео, в котором также были представлены действующие депутаты, пообещавшие остаться с партией, мало что делает для восстановления доверия, не говоря уже о «поиске пути назад к власти».
По словам Ститорна Тананитихота, политолога из Университета Чулалонгкорна, учитывая сложившуюся ситуацию, «Пхыа Тхаи» не может вернуть госпожу Пеатхонгтарн. «Ролик предполагает, что она либо не осознаёт масштабы политического ущерба, который она нанесла партии, либо не может заставить себя признать это… Иногда исполнение роли кого-то, кто был обижен, может вызвать больше сочувствия»,— сказал он.
Госпожа Пеатхонгтарн была отстранена от должности 29 августа Конституционным судом за нарушение этических норм из-за утечки аудиозаписи с председателем Сената Камбоджи Хун Сеном. Это позволило партии «Бхумджаитай» (BJT) во главе с Анутином Чарнвиракулом сформировать правительство при поддержке главной оппозиционной Народной партии (PP). Сохранение госпожи Пеатхонгтарн на переднем плане только укрепит то, что она является частью упадка партии, сказал г-н Ститорн, отметив, что если «Пхыа Тхаи» всё ещё хочет, чтобы кто-то из семьи Чинават нёс факел, она должна осуществить этот переход в ближайшее время. Ожидание до приближения выборов может быть слишком поздним.
Несмотря на трудные времена для партии, г-н Ститорн считает, что «Пхыа Тхаи» всё ещё может занять третье место по количеству мест, выиграв от 70 до 80 мест в Палате представителей на следующих выборах, чего должно быть достаточно, чтобы дать ей возможность торговаться на переговорах по формированию коалиции после выборов. Это число будет означать резкое снижение по сравнению со 143 местами, которые партия получила на последних выборах.
Он сказал, что «Пхыа Тхаи» в настоящее время конкурирует не только с PP и BJT, но и с «Клатам», которая, как и BJT, переманила многих её членов. Чтобы восстановить позиции, г-н Ститорн сказал, что партия должна придерживаться трёх стратегий: объявить о своём новом кандидате в премьер-министры раньше времени, показать, как она может превзойти политику BJT, и обеспечить связь своих депутатов со своими избирательными округами.
Он сказал, что общественность видела мало ощутимых результатов за два года пребывания «Пхыа Тхаи» у власти, поэтому она должна чётко объяснить, чем она будет отличаться на этот раз, добавив, что депутаты должны показать, что они служат народу, а не только партийным боссам или министрам. По сравнению с этим, депутаты BJT считаются более активными и заметными в своих избирательных округах, отметил он.
Г-н Ститорн также задался вопросом, осознаёт ли госпожа Пеатхонгтарн, которая сохраняет за собой партийное руководство, слабости партии во время её пребывания в должности. Высокопоставленный источник в «Пхыа Тхаи» сообщил газете Bangkok Post, что если партия сможет получить 70 мест в Палате представителей на следующих всеобщих выборах, это уже будет считаться успехом.
«Забудьте о получении 100 мест. У нас было 143 на последних выборах, вторая по величине доля. В следующий раз целью ключевых фигур будет финишировать третьими после PP и BJT, которые борются за первое место»,— сказал источник. По словам источника, босс партии — ссылка на Таксина — поручил партийным деятелям продолжать борьбу и пообещал полностью поддержать депутатов, которые остаются верными партии, поскольку партия больше не может полагаться на популярность. «На этот раз борьба идёт за ресурсы, и у босса партии их ещё много»,— сказал источник.
Читайте также: