Скандал в тайском храме: стигма против сострадания

Новости
Полиция Таиланда арестовала настоятеля по обвинениям в хищении пожертвований, пока храм спасает людей, отвергнутых обществом из-за страха перед ВИЧ

Бывший настоятель храма Ват Пхрабат Нампху в провинции Лопбури, Пхра Алонгкот, был лишен сана во вторник после ареста по многочисленным обвинениям, включая хищение средств, по данным полиции. Этот храм долгое время считался убежищем для людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), местом последней надежды для тех, от кого отказались семьи и отвернулось общество.

Основанный в 1992 году Пхра Алонгкотом Тиккапаньо, храм получил известность как хоспис, предлагающий приют, уход и достойное существование тем, кому больше некуда было идти. На протяжении десятилетий он в значительной степени полагался на пожертвования, привлеченные драматическими изображениями страдающих пациентов и рассказами о сострадании настоятеля. Однако в последнее время храм оказался в центре скандалов.

Расследование хищений, начатое в отношении Сексана Сапсыэбсакула, более известного как «Мор Би — охотник за привидениями», предсказателя судьбы и бывшего помощника по сбору средств, вскоре переросло в обвинения в коррупции в самом храме. Настоятель, некогда прославленный как гуманитарный деятель, теперь оказался под пристальным вниманием общественности.

Издание Bangkok Post провело расследование в храме, чтобы оценить обстановку после скандала и выслушать тех, кто живет в храме и его окрестностях. Хотя большая часть дискуссии сосредоточена на финансовых злоупотреблениях, вскрылась более глубокая и неприятная правда: скандал не просто о деньгах. Речь идет о стигме, и маргинализация ЛЖВ в Таиланде создает условия, при которых Ват Пхрабат Нампху становится одновременно убежищем и местом эксплуатации.

Местные жители испытывают смешанные чувства в связи со скандалом вокруг храма. Одна владелица магазина вспоминает, что давно слышала слухи о нарушениях в финансах храма. По ее словам, люди шептались о внезапном обогащении родственников настоятеля. Несмотря на разочарование, многие по-прежнему сочувствуют ЛЖВ, живущим на территории храма.

Большинство жителей храма зарабатывают всего 100–200 тайских батов в день за помощь по хозяйству, плюс бесплатное питание. Их материальные потребности скромны, но стремление к достоинству и принятию гораздо глубже. По состоянию на середину августа в Ват Пхрабат Нампху проживало 140 пациентов: 133 ЛЖВ и семь пожилых людей с отрицательным ВИЧ-статусом. Некоторые, относительно здоровые, живут в небольших помещениях и помогают по хозяйству. За лежачими больными круглосуточно ухаживают три медсестры.

Многие страдают не от самого ВИЧ, а от оппортунистических инфекций, развившихся из-за отсутствия своевременного ухода. В храм постоянно поступают звонки со всей страны, от 15 до 20 заявок в день на койки, которые редко бывают свободными. Некоторые пациенты живут здесь более 20 лет, фактически изгнанные из общества. Сиделки, которые часто работают в изнурительные 12–24-часовые смены, описывают одну и ту же картину: семьи привозят пациентов в храм, когда больше не могут или не хотят о них заботиться.

Работодатели иногда бросают работников, узнав об их статусе. Трудовые мигранты, не имеющие доступа к государственному здравоохранению, остаются без альтернативы. Одна сиделка, работающая в храме уже десять лет, заявила, что храм — их последняя остановка. «Если бы тайское общество действительно принимало людей с ВИЧ, эти звонки не поступали бы. Семьи не бросали бы здесь своих детей», — говорит она.

Страдания в Ват Пхрабат Нампху вызваны не недостатком лекарств. Система всеобщего здравоохранения Таиланда предоставляет бесплатную антиретровирусную терапию (АРВТ). При правильном лечении ЛЖВ могут жить нормальной, здоровой жизнью. И все же бесчисленное количество людей по-прежнему прибывают в храм в отчаянном состоянии. Причина кроется в стигме.

Несмотря на десятилетия прогресса, ВИЧ по-прежнему обременен устаревшими страхами и моральными суждениями. Семьи чувствуют стыд. Работодатели боятся заражения. Сообщества перешептываются. И поэтому вместо поддержки людей прячут, иногда до тех пор, пока не становится слишком поздно. Эта стигма наносит тяжелый психологический урон. Сиделки рассказывают о пациентах, которые чувствуют себя никчемными, отстраняются от мира и жаждут только признания семьи, которое редко приходит. Некоторые задумываются о самоубийстве. Другие просто смиряются с жизнью в хосписе.

По словам одной из сиделок, ЛЖВ больше всего хотят не денег, а возвращения своих семей и человеческого отношения. Но как только их оставляют здесь, очень немногие получают посетителей. Представители гражданского общества утверждают, что именно системное неприятие ЛЖВ позволило храму превратиться в мощное учреждение, живущее за счет пожертвований.

Директор Health Opportunity Network Тхиссади Савангйинг объяснила, что храм долгое время использовал изображения страдающих пациентов для сбора средств, что укрепляет стереотип о ЛЖВ как о беспомощных жертвах. «Люди жертвуют из жалости, думая, что совершают доброе дело, но это усиливает стигму, предполагает, что место ЛЖВ в храме-хосписе, а не в обычном обществе», — говорит она.

Этот цикл — отказ семей, заточение в хосписе и сбор средств на основе жалости — поддерживал финансовую мощь храма, но делал его социально неподотчетным. Скандал показывает, что происходит, когда сострадание становится коммерциализированным. Практики, такие как демонстрация тел умерших ЛЖВ для обучения буддийской непостоянству, возможно, начинались как духовные уроки, но они также усиливают общественный страх перед болезнью и углубляют стигму.

Наука уже обогнала стигму. С помощью АРВТ ЛЖВ могут подавлять вирусную нагрузку до неопределяемого уровня, что означает, что они не могут передавать вирус. Болезнь больше не является смертным приговором. И все же общественное восприятие отстает. Для многих тайцев ВИЧ по-прежнему рассматривается через призму эпидемии 1980-х годов — смертельной, заразной, постыдной. Этот устаревший страх гарантирует, что дискриминация остается укоренившейся, от препятствий при трудоустройстве до отказа семьи.

Храм остается полным не из-за нехватки медицинской помощи, а из-за того, что общество не принимает ЛЖВ как равных. Эксперты утверждают, что борьба с ВИЧ требует большего, чем просто бесплатные лекарства. Она требует социальной, психологической и экономической реинтеграции. ЛЖВ нужны работа, поддержка психического здоровья и принятие сообщества. Без этого они будут по-прежнему маргинализированы, независимо от эффективности лекарств. Необходимы общенациональные образовательные кампании для развенчания заблуждений о ВИЧ, направленные не только на группы высокого риска, но и на широкую общественность.

Скандал в Ват Пхрабат Нампху — это не просто пропавшие пожертвования или предполагаемые злоупотребления настоятеля. Это о обществе, которое загнало ЛЖВ в тень, а затем позволило учреждению эксплуатировать эту маргинализацию в течение десятилетий. Пока ЛЖВ остаются стигматизированными, они будут оставаться уязвимыми для отказа, эксплуатации и циклов коррупции. Разрыв этого цикла начинается на самом интимном уровне: в семье. Если родители, братья, сестры и дети смогут принять своих близких с ВИЧ, потребность в убежищах «последней надежды» уменьшится. Оттуда принятие должно распространиться на сообщества, рабочие места и нацию в целом.

Дело о хищении средств, возможно, попало в заголовки газет, но суть истории лежит в другом: в голосах ЛЖВ, жаждущих достоинства, и в устаревших убеждениях, которые по-прежнему представляют ВИЧ как постыдный. Ват Пхрабат Нампху был одновременно символом сострадания и зеркалом социальных неудач. Если эта стигма не будет устранена, модель маргинализации и злоупотреблений сохранится. Задача состоит не только в том, чтобы предотвратить коррупцию в благотворительных организациях, но и в том, чтобы построить Таиланд, где ЛЖВ больше не нуждаются в таких учреждениях для выживания, где они могут жить открыто, здорово и с таким же принятием, как и все остальные.

Читайте также:

Недорогие авиабилеты в Таиланд

Новости Таиланда
Добавить комментарий