Тайско-камбоджийский спор о свадебных нарядах в ЮНЕСКО

Новости
Кхмерские свадебные традиции вызвали беспокойство тайских националистов из-за культурного сходства после подачи заявки Камбоджей в ЮНЕСКО

В Таиланде и Камбодже разгорелись споры о традиционных свадебных нарядах после того, как Камбоджа подала заявку в ЮНЕСКО на признание нематериального культурного наследия. Тайские националистические группы выразили обеспокоенность по поводу культурного сходства, отражённого в предложенном списке наследия.

Предметом разногласий стала заявка Камбоджи на регистрацию кхмерских свадебных традиций в ЮНЕСКО, в которой, по мнению тайских критиков, свадебные наряды напоминают традиционную тайскую одежду. Это вызвало вопросы о том, было ли известно Министерству культуры Таиланда о подаче заявки, и спровоцировало более широкие дискуссии о культурной собственности в регионе.

Постоянный секретарь Министерства культуры Таиланда Прасоп Риангнгерн разъяснил ситуацию, заявив, что предложение Камбоджи в ЮНЕСКО сосредоточено исключительно на кхмерских свадебных традициях и не содержит никаких упоминаний о тайской одежде или культурных традициях в одежде. Он подчеркнул, что строгий процесс оценки ЮНЕСКО включает детальную проверку содержания комитетами экспертов, действующими на основе принципов прозрачности, взаимного уважения и международного сотрудничества.

В то же время Таиланд добивается признания ЮНЕСКО для «Чуд Тхаи» — традиционного тайского костюма. Заявка, поданная в прошлом году под названием «Чуд Тхаи: Знания, мастерство и практика тайского национального костюма», пройдёт оценку ЮНЕСКО в 2026 году в ходе 21-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия.

Заявка Таиланда в ЮНЕСКО является частью более широкой стратегии сохранения культуры, которая реализуется с 2009 года и направлена на продвижение «мягкой силы» страны, одновременно защищая национальное культурное наследие. «Тайский костюм, вдохновлённый королевскими особами», получивший национальную регистрацию наследия в 2023 году, получил одобрение кабинета министров для международной подачи в ЮНЕСКО в марте 2024 года.

Традиционный тайский костюм отражает культурную идентичность через региональное мастерство, передаваемое через отличительные узоры, методы пошива и традиционные тайские ткани. Одежда приобрела особую известность, когда королева Сирикит носила её во время официальных государственных визитов в Соединенные Штаты и Европу с королём Рамой IX в 1960 году, что закрепило её роль в проецировании тайской идентичности на международном уровне.

Эти костюмы по-прежнему служат символами тайской идентичности в различных случаях, от королевских церемоний до свадебных торжеств, демонстрируя их непреходящее культурное значение.

Подход ЮНЕСКО к признанию культуры заключается в том, что организация призывает страны прозрачно представлять свои культурные обычаи, содействуя сотрудничеству и взаимному уважению. Постоянный секретарь подчеркнул, что регистрация наследия представляет собой сохранение ценности сообщества, а не претензии на культурную собственность.

Этот подход позволил успешно осуществить совместные заявки, такие как костюм «Кебая», совместно предложенный Сингапуром, Индонезией, Малайзией, Брунеем и Таиландом. Аналогичным образом, тайский «Кхон» и камбоджийский «Лакон Кхол» были предложены независимо друг от друга в 2018 году, не вызвав конфликта, что демонстрирует, как страны с общими культурными корнями могут добиваться отдельного или совместного признания наследия.

Разногласия по поводу традиционной одежды отражают более широкую тайско-камбоджийскую напряжённость, которая выходит за рамки культурного наследия и включает в себя пограничные споры и исторические обиды. Эти разногласия проявляются в дебатах в социальных сетях, где камбоджийские националисты называют тайцев «сиамскими ворами» из-за территориальных споров, а тайские националисты называют Камбоджу «Клэймбодией» за предполагаемое присвоение тайской культуры.

Тайские учёные связывают эту напряжённость с историческими процессами национализма и конкурирующими нарративами, которые развивались с течением времени в обоих обществах, а не рассматривают их как отдельные современные споры.

Писатель и журналист Суджит Вонгтес объясняет культурные споры концепциями расовой и национально-государственной истории колониальной эпохи. Он выступает за отказ от разделяющих исторических нарративов в пользу изучения «истории родства», которая подчеркивает людей и отношения, а не территориальные претензии.

«В истории Юго-Восточной Азии традиционно ценилось население, а не территория. Хотя такой подход не устранит все конфликты, он уменьшает условия, которые приводят к разделению», — пояснил Вонгтес. «Для прочного мира — не только между Таиландом и Камбоджей, но и во всей Юго-Восточной Азии — мы должны настойчиво продолжать эти усилия, несмотря на трудности».

Текущие дебаты о наследии ЮНЕСКО подчеркивают сложные отношения между соседними странами с переплетающейся культурной историей, подчёркивая необходимость дипломатического диалога и взаимопонимания в решении вопросов признания общего культурного наследия на международной арене. Учитывая глубокие исторические связи и культурный обмен между Россией и странами Юго-Восточной Азии, включая Таиланд и Камбоджу, понимание этих процессов имеет важное значение для выстраивания конструктивных международных отношений.

Читайте также:

Поиск недорогих авиабилетов
Новости Таиланда
Добавить комментарий