На прошлой неделе два крупнейших города Таиланда, Бангкок и Чиангмай, заслужили позорную привилегию войти в число 10 городов мира с наихудшим качеством воздуха в этот период. Министерство здравоохранения обвинило загрязнение воздуха в том, что только за последнюю неделю оно стало причиной 200 тысяч госпитализаций.
Загрязнение воздуха — одна из самых больших причин смерти в Таиланде, больше, чем ожирение, курение и даже ковид. На его долю приходится более 50 тысяч преждевременных смертей в 2021 году, что сокращает среднюю продолжительность жизни на два года. Кроме того, широко распространена озабоченность общественности тем, что загрязнение воздуха приведет к снижению одного из основных источников дохода страны — туризма в таких местах, как Чиангмай.
Однако, несмотря на эту мрачную статистику, угроза загрязнения воздуха в этом году и меры, принимаемые правительством, напоминают дежавю. В течение первых нескольких месяцев каждого года уровень загрязнения воздуха подскакивает до опасного уровня, а небо застилает смог.
Каждый год правительство реагирует на это, провозглашая запрет на лесные пожары (но не обеспечивая должного соблюдения этого запрета), прося людей носить маски и оставаться в помещениях, распыляя воду (что мало что дает), бесполезно и неправильно обвиняя мелких фермеров и выражая серьезную озабоченность проблемой.
Но каждый год правительство не может решить основные причины проблемы. Премьер-министр Прают Чан-Оча приостановил три законопроекта, связанных с загрязнением воздуха.
Была надежда, что недавно избранный губернатор Бангкока Чадчарт Ситтипунт сделает больше для решения проблемы загрязнения воздуха, по крайней мере, в пределах юрисдикции Бангкока. Однако его действия до сих пор были ограничены.
Действия правительства, однако, не удивительны, если взглянуть на платформы всех основных партий на предстоящих выборах. Ни одна из них не ставит загрязнение воздуха в приоритет, не призывает к широкомасштабным реформам и не делает загрязнение воздуха основной частью своей предвыборной кампании.
По данным Таиландского исследовательского института развития, из 87 основных политических обещаний только три связаны с экологией. Хотя дополнительные данные об источниках загрязнения были бы полезны, ясно, что то, что нынешнее правительство делает с 2014 года (не говоря уже о действиях предыдущих правительств), не работает.
В стране три основных источника загрязнения воздуха: транспорт, промышленность и сельское хозяйство, и что загрязнение сильнее в зимние месяцы, когда наблюдается всплеск сельскохозяйственных сжиганий и температурная инверсия, в результате чего меньше ветра и дождей для рассеивания загрязняющих веществ.
Доля каждого из этих трёх источников в общем объеме загрязнения варьируется от месяца к месяцу и в зависимости от местности. Например, выбросы от транспорта и промышленности составляют гораздо большую долю от общего объема выбросов в Бангкоке, чем в Чиангмае, где подавляющее большинство (до 90%) выбросов приходится на сельское хозяйство.
Страны, сумевшие снизить уровень загрязнения воздуха, показывают нам, что, несмотря на то, что решить эту проблему крайне сложно, она не является невозможной, и существуют политические решения, способные снизить уровень загрязнения и улучшить здоровье населения в масштабах всей страны. Итак, давайте рассмотрим каждый из трех источников.
1. Транспорт: В Бангкоке выбросы от автотранспорта высоки из-за наличия большого количества старых автомобилей с высоким уровнем загрязнения, а также резкого увеличения количества автомобилей в последние годы. Чтобы обратить эти тенденции вспять, правительство могло бы инициировать нечто подобное американской программе «cash for clunkers», которая стимулирует граждан заменять старые, загрязняющие окружающую среду автомобили на более новые, чистые и экономичные.
В ряде городов не только выделены полосы для автобусов, но и проведена замена автопарка на новые автомобили, работающие на электричестве или природном газе. Обе эти политики могут стимулировать население больше пользоваться общественными автобусами. Наконец, такие города, как Сингапур и Лондон, смогли значительно снизить уровень загрязнения воздуха и уменьшить заторы на дорогах, внедрив схемы ценообразования на пробки.
2. Промышленность: В Таиланде нет базы данных для учета промышленных выбросов, несмотря на наличие около 140 тысяч заводов, загрязняющих окружающую среду. Глава местной НПО заявил: «Поскольку нет инвентаризации выбросов от заводов, мы работаем вслепую». Далее, в 2019 году Национальное законодательное собрание пересмотрело Закон о фабриках 1992 года таким образом, что только промышленные предприятия с числом сотрудников более 50 человек и мощностью оборудования более 50 лошадиных сил подлежат мониторингу на предмет сброса отходов и мер по борьбе с загрязнением, включая загрязнение воздуха.
Кроме того, право штрафовать крупных загрязнителей принадлежит Департаменту промышленных работ при Министерстве промышленности, но это создает конфликт интересов, поскольку мандат департамента заключается в расширении промышленного роста без каких-либо ограничений. Таиланду необходим закон, который обязывает загрязняющие фабрики раскрывать информацию о своих выбросах, подобно американскому Toxics Release Inventory и европейскому Pollutant Release and Transfer Register. Этот новый закон поставит выдачу разрешений на работу заводов в зависимость от снижения уровня выбросов.
3. Сельское хозяйство: Хотя большинство очагов сжигания биомассы, вызывающих загрязнение окружающей среды в Таиланде, на самом деле находятся за его пределами, значительная часть выбросов все же происходит на территории Таиланда, особенно в результате уборки кукурузы, сахарного тростника и риса. Тайский агробизнес несет большую степень ответственности за сжигание в соседних странах, таких как Лаос и Мьянма, благодаря своим инвестициям и внедрению там контрактных схем ведения сельского хозяйства.
Однако не было опубликовано никакой информации о том, какие компании несут ответственность за выжигание, и ни одно правительство никогда не привлекало эти агропредприятия к ответственности и не наказывало их за выжигание. Хорошим примером, которому Таиланд мог бы последовать, является принятый в Сингапуре в 2014 году закон о трансграничном загрязнении дымкой, который направлен на бизнес-сектор и предусматривает штрафы для компаний, работающих в соседних странах, уличенных в загрязнении дымкой границ Сингапура.
Кроме того, правительство может настаивать на строгих стандартах продукции, таких как отсутствие сжигания сахарного тростника, и может помочь фермерам, субсидируя покупку уборочных машин и внедряя другие более чистые методы производства.
В целом, хотя законодательство никогда не может быть единственным решением, ни одна страна, добившаяся улучшения качества воздуха, не сделала этого без проведения разумной политики в области загрязнения воздуха. Например, в США, Великобритании и Сингапуре были приняты законы о чистом воздухе.
Предлагаемый гражданами закон «Тайский закон о чистом воздухе» предоставляет инструменты для устранения основных причин, которые до сих пор препятствовали разрешению этого кризиса общественного здравоохранения.
Законопроект использует правозащитный подход, который устанавливает право общества на чистый воздух и одновременно создает обязанность государства защищать это право.
Наконец, он включает экономические стимулы, чтобы подтолкнуть нынешних крупных загрязнителей к сокращению выбросов.
Мы надеемся, что все стороны покажут, что они действительно заботятся о здоровье и жизни людей, и будут стремиться принять эту политику и ввести в действие тайский закон о чистом воздухе, разработанный гражданами.
Другие страны успешно улучшили качество воздуха, так почему бы и Таиланду не улучшить его?
Авторы: Дэнни Маркс — доцент кафедры экологической политики и политики в Дублинском городском университете, Винарин Лулитанонда — соучредитель Сети чистого воздуха Таиланда.
Читайте также:
- Бангкок вновь в десятке городов мира с самым грязным воздухом
- Новый железнодорожный вокзал в Бангкоке начал работу
- Грязный воздух и смог в Паттайе – вы верите в это?
- Россияне пускают корни в таиландском королевстве
Бронирование билетов на транспорт в Таиланде и Азии