Инициатива по предоставлению Пхукету большей автономии столкнулась с препятствием: спикер Палаты представителей Ван Мухаммад Ноор Матха отказался принять проект закона «О Пхукетском мегаполисе», сославшись на конституционные нарушения.
Официальное «письмо о начале» процесса создания закона «О Пхукетском мегаполисе» было представлено Вану Ноору 13 августа. Цель законопроекта — децентрализация административной власти, совершенствование местного самоуправления и устранение сохраняющегося неравенства в распределении налогов и бюджетных средств внутри провинции.
Предполагается, что закон позволит Пхукету самостоятельно решать такие важные проблемы, как дорожное движение и строительство. Проект закона был представлен Вану Ноору депутатом от Пхукета Сомчартом Техатаворнчароэном и депутатом от Чиангмая Сомдулом Утчароэном (оба — из Народной партии), а также Варуни Саколраттанатарой, представляющей местных жителей Пхукета, и Адисаком Аксинтхавангкуном, председателем Сети общественных организаций города Пхукет.
Госпожа Варуни пояснила, что Пхукет, являясь одним из крупнейших источников дохода страны, страдает от неравенства в налоговой и бюджетной сферах. Средства, возвращаемые в провинцию, не отвечают местным потребностям, а жители практически не имеют права голоса при определении приоритетов развития. Она выразила надежду, что этот законопроект обеспечит использование ресурсов Пхукета в интересах его жителей и станет моделью для других провинций.
Адисак Аксинтхавангкун отметил, что десятилетия стремительного роста туризма привели к тому, что Пхукет столкнулся с множеством серьезных проблем, включая дорожное движение, утилизацию твердых отходов, сброс неочищенных сточных вод в каналы и прибрежные воды Пхукета, а также преступность. Он подчеркнул, что проект закона представляет собой новую надежду на улучшение качества жизни и превращение Пхукета в комфортное место для жизни как для жителей, так и для гостей.
Однако в официальном ответе Вана Ноора от 28 августа в принятии проекта закона было отказано на том основании, что он нарушает Конституцию. Ван Ноор указал, что любые предложения по новым законам должны соответствовать главам 3 и 5 Конституции. Невыполнение этого требования является нарушением главы 6 Конституции.
Депутат Сомчарт пояснил, что Конституция предусматривает два основных способа внесения законопроектов. Депутаты могут представить проект закона, а граждане могут подать петицию, подписанную не менее чем 10 000 граждан Таиланда, чтобы предложенный закон был вынесен на рассмотрение парламента.
При этом, как отметил депутат, общий закон о предложениях граждан не может применяться к изменениям в структуре государственной власти. В то время как членам парламента, как законодателям, разрешено предлагать такие законы, то же самое не относится к общественности. Согласно Конституции, если законопроект, представленный гражданами, затрагивает структуру государственной власти, он считается несовместимым с намерениями Конституции.
Он добавил, что это можно применять к другим законам, которые не затрагивают структуру государственной власти, таким как Закон об алкоголе, Закон о равенстве браков или законы, касающиеся основных прав и свобод граждан, такие как Закон об этнической принадлежности. Поскольку этот законопроект предлагает изменить фактическую систему управления Пхукетом, требуется, чтобы не менее 20 депутатов подписали «письмо о начале», которое должно быть представлено спикеру Палаты представителей.
Сомчарт Техатаворнчароен подчеркнул, что это требования для внесения поправок в законы, затрагивающие форму правления, в соответствии с главами 3 и 5 Конституции.
Ван Ноор сослался на Конституцию при отказе принять предложение, однако Сомчарт утверждает, что предложение соответствует разделам 249–254 Конституции, которые обязывают государство к децентрализации и местному самоуправлению. Он отметил, что действующие законы не соответствуют этому принципу, лишая такие провинции, как Пхукет, гибкости или независимости, необходимой для решения местных проблем.
Сомчарт заявил, что существующая система регионального управления устарела. Пхукету нужна административная структура, соответствующая его потенциалу и отвечающая потребностям его жителей.
Ван Ноор отказался отвечать на вопросы о различиях между обретением Пхукетом автономии и Паттайей, которая уже давно имеет особый статус в соответствии с законом с большей автономией в управлении своими делами. Спикер лишь повторил, какие разделы Конституции имеют отношение к делу, заявив, что предложение о проекте закона нарушает Конституцию.
В 2012 году жители Патонга и местные лидеры также поднимали вопрос о преобразовании Патонга в специальный административный город, подобный Паттайе, вместо предоставления автономии всей провинции. Этот вопрос был поднят Пианом Кисином, тогдашним мэром Патонга, вместе с Веравитом Круасомбатом, давним президентом Ассоциации развлекательного бизнеса Патонга, который в настоящее время также является президентом Совета Патонга.
Среди других сторонников этой инициативы в то время были Чаран Сангсан, заместитель генерального секретаря Торговой палаты Пхукета; д-р Сутеп Чаовалит; и Причавуде «Праб» Кисин, сын мэра Пиана и президент Совета Патонга в то время. Все они считали, что Патонг обладает потенциалом для управления собственным бюджетом и полномочиями. Однако эта инициатива была подавлена чиновниками из Бангкока, при этом не было приведено никаких причин, кроме того, что этот вопрос «находится на рассмотрении». Многие наблюдатели тогда отметили, что, по их мнению, чиновники из Бангкока по разным причинам не хотели отказываться от прямого контроля над бюджетами, выделяемыми Пхукету.
Хотя попытка сделать Патонг специальной административной зоной до сих пор не удалась, в этом году депутаты от Пхукета продвигают еще более масштабную цель — превратить всю провинцию в автономную, и получили широкую поддержку даже среди высокопоставленных чиновников, таких как Сопхон Суваннарат, который был губернатором Пхукета в течение последних двух лет.
После отказа Вана Ноора принять проект закона Сомчарт и его команда тщательно изучают предложение, чтобы не дать противникам возможности и дальше затягивать процесс. Сомчарт выразил опасение, что заместитель спикера Палаты представителей Апхат Сукханан из партии «Пхыа Тхаи» может отклонить проект по другой причине, поэтому необходимо тщательно его пересмотреть.
Сомчарт и его команда договорились о встрече с Ваном Ноором для публичного разъяснения причин отклонения предложения и обсуждения любых других вопросов, которые могут помешать принятию проекта в будущем. Сомчарт заверил, что собрать необходимые 20 подписей депутатов для одобрения законопроекта не составит труда. После этого Палата представителей примет решение о принятии проекта для первого чтения. Только после этого законопроект может пройти через комитетские слушания, дебаты и возможные поправки перед окончательным голосованием.
Читайте также: