Волна возмущения, вызванная поправками в Закон о контроле за алкогольными напитками в Таиланде, вновь поставила правительство перед непростой дилеммой. Ему необходимо найти баланс между поддержанием общественного порядка и здоровья населения, с одной стороны, и развитием туристической экономики, требующей гибкости и открытости, с другой. 24 октября общественные активисты и жертвы дорожно-транспортных происшествий, связанных с употреблением алкоголя, провели акцию протеста перед Домом правительства. Они подали премьер-министру Анутину Чарнвиракулу петицию, выступая против планов продлить время продажи алкоголя и работы баров до 04:00, а также снять запрет на продажу спиртного с 14:00 до 17:00.
Контроль за продажей и употреблением алкоголя — сложный вопрос для любой страны, особенно для тех, чья экономика сильно зависит от туризма. В Таиланде эта проблема приобрела особую остроту, поскольку индустрия гостеприимства стремится восстановиться после пандемии COVID-19. Первоначальный пакет мер, вступивший в силу 8 ноября, включал запрет на продажу алкоголя с 14:00 до 17:00 и требование прекращать торговлю в полночь. Это вызвало значительное недовольство среди владельцев баров, ресторанов и ночных клубов.
Это быстро переросло в один из самых серьёзных регуляторных шоков для сектора после пандемии. Однако уже через неделю, 13 ноября, правительство пошло на уступки под давлением бизнеса. Национальный комитет по алкогольной политике под председательством вице-премьера Сопхона Зарума и Комитет по контролю за алкогольными напитками под председательством министра здравоохранения Паттаны Промпхата совместно одобрили ряд послаблений. Был отменён критикуемый запрет на дневную продажу, а время работы лицензированных заведений, предлагающих алкоголь, продлено до 01:00. При этом после полуночи продажа спиртного по-прежнему остаётся под запретом.
Шестимесячный испытательный период этих изменений призван дать правительству возможность оценить экономическое влияние новых правил, сохраняя при этом осторожный подход к вопросам общественного здравоохранения. Резкая смена курса была одобрена частным сектором, однако этот эпизод также выявил структурные недостатки в системе регулирования алкоголя: нечёткую коммуникацию, неравномерное исполнение и фрагментированные политические цели. На фоне роста туристического потока и восстановления ночной жизни правительство сталкивается с усиливающимся давлением по разработке выполнимых правил, соответствующих статусу Таиланда как одного из ведущих мировых туристических направлений.
Для ночных районов Бангкока первоначальные строгие правила оказались сильным ударом. Владельцы заведений жаловались на внезапные отмены бронирований, растерянность туристов и непоследовательное правоприменение на местах. Это было особенно заметно на Каосан-роуд — популярном месте среди иностранных бэкпекеров, чья ночная экономика во многом зависит от европейских туристов. Санга Руенгваттанакул, президент Ассоциации бизнеса Каосан, поблагодарил правительство за отмену ограничений, которые он назвал «устаревшими и экономически разрушительными».
Он отметил, что запрет с 14:00 до 17:00 действует с 1972 года и больше не отражает современных экономических реалий, поскольку туристы на отдыхе не придерживаются тех же временных рамок для потребления, что и офисные работники. Хотя заведения на Каосан-роуд, ориентированные на европейских туристов, пострадали меньше, туристические районы, зависящие от китайских посетителей, такие как Яоварат и Бантхат Тхонг, понесли значительные убытки. Владельцы бизнеса долгое время жаловались, что слишком строгие правила подталкивают заведения к неформальной или «подпольной» деятельности.
Санга Руенгваттанакул добавил, что многие рестораны пытались зарегистрироваться как развлекательные заведения, но сталкивались с обременительными процедурами получения разрешений, что вынуждало некоторых работать в «серых» правовых зонах. «Если правила слишком строги, предприятия просто найдут способы их обойти», — предупредил он. Другие предприниматели и представители сообществ разделяют эту точку зрения, призывая к зонированию для контроля над ночной жизнью или к легализации «подпольных» заведений, чтобы они могли работать прозрачно и исключить стимулы для взяточничества. Для многих в сфере услуг шестимесячный испытательный период рассматривается как возможность увеличить доходы в условиях замедленного экономического роста, создать рабочие места и укрепить туристический потенциал перед высоким сезоном.
Однако, пока бизнес праздновал, специалисты по общественному здравоохранению были гораздо менее оптимистичны. Они утверждают, что быстрые уступки правительства экономическому давлению могут подорвать долгосрочные цели безопасности и ослабить структуру контроля над алкоголем. Доктор Полатеп Вичитгунакорн, директор Центра исследований алкоголя, предупредил, что ослабление ограничений является аномальным и тревожным шагом. Он отметил, что закон содержит лазейки, которые могут сместить политику в сторону коммерческих интересов, включая беспрецедентное решение разрешить частному сектору участвовать в Национальном комитете по контролю над алкоголем.
Такое включение противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая предостерегает правительства от разрешения представителям алкогольной промышленности влиять на формирование политики общественного здравоохранения. Доктор Полатеп также подчеркнул риск, связанный с потенциальными торговыми автоматами для алкоголя, которые теперь юридически разрешены, учитывая трудности обеспечения их недоступности для несовершеннолетних. «Если комитет не сможет защитить общественную безопасность, мы увидим больше послаблений, разработанных для содействия алкогольному бизнесу», — предупредил он. Ссылаясь на шестимесячное исследование о продлении часов работы ночных заведений, доктор Полатеп сообщил, что количество несчастных случаев может увеличиться на 13%, а число случаев вождения в нетрезвом виде — более чем на 100%, если заведениям разрешат работать до 04:00, как предлагалось ранее. Даже одночасовое продление работы, с полуночи до 01:00, требует тщательного мониторинга, поскольку «каждый день продлённого употребления алкоголя приводит к большему количеству травм и смертей на дорогах».
Таиландский институт развития исследований (TDRI), который изучал закон об алкоголе более года, занимает более взвешенную позицию. Старший научный сотрудник Тхантип Срисуваннакет назвала дневной запрет — изначально введённый во времена фельдмаршала Плэка Пхибунсонгкрама для предотвращения употребления алкоголя государственными служащими в рабочее время — «иррациональным, устаревшим и непоследовательным». Она рекомендовала вместо этого установить единый период запрета, например, повсеместный запрет, начинающийся с полуночи.
Однако TDRI не поддерживает неограниченные часы продажи алкоголя. Их исследования подтверждают необходимость сохранения ограничений после полуночи из-за высоких рисков несчастных случаев, в том числе для утренних уличных торговцев и пассажиров. Тхантип Срисуваннакет также отметила, что полные запреты на продажу алкоголя во время крупных буддийских праздников помогают сократить длительные запои, часто связанные со всплесками дорожно-транспортных происшествий. Основные рекомендации TDRI сосредоточены не на времени употребления алкоголя, а на соблюдении законов, направленных на снижение общественного вреда: ужесточение наказаний за продажу алкоголя несовершеннолетним; более чёткие правила рекламы, ориентированной на молодёжь; уменьшение зависимости от дискреции сотрудников правоохранительных органов; и дифференцированные наказания за вождение в нетрезвом виде в зависимости от уровня алкоголя в крови.
Что касается ночной жизни и туризма, TDRI предлагает компромисс: если заведениям разрешено работать до поздней ночи — скажем, до 03:00 или 04:00 — они должны быть обязаны предоставлять услуги безопасного транспорта, стоимость которых будет включена в счета клиентов. Цель состоит в том, чтобы препятствовать вождению в нетрезвом виде, не подрывая при этом конкурентоспособность туризма.
Даже с учётом новых мер по ослаблению ограничений, как представители бизнеса, так и эксперты сходятся в одном критически важном моменте: регулирование потерпит неудачу без чёткого, последовательного и компетентного исполнения. В районах, сильно зависящих от туризма, таких как Паттайя, уже сообщалось о недопонимании: некоторые полицейские участки применяют закон строго, другие — более свободно; некоторые иностранные посетители не осведомлены о временных ограничениях; некоторые рестораны по-разному интерпретируют правила, чтобы избежать штрафов, сообщил Дамронгкиат Пиниткарн, секретарь Ассоциации развлечений и туризма города Паттайя.
По его словам, по мере вступления Таиланда в пик туристического сезона неясные сообщения рискуют нанести ущерб имиджу страны. «В этот момент высокий сезон уже начался, но количество туристов в Паттайе остаётся ниже, чем два года назад, примерно на 20%. Если появятся негативные новости о политике контроля над алкоголем, последствия будут ещё более серьёзными — путешественники вполне могут выбрать Вьетнам или Лаос», — отметил Дамронгкиат Пиниткарн. Отраслевые ассоциации также призвали правительство распространять многоязычные рекомендации через посольства, аэропорты и туристические кампании; стандартизировать правоприменение по всем провинциям; и обеспечить чёткие инструкции для сотрудников на передовой. Несоблюдение этого, предупреждают они, приведёт к повторению путаницы, наблюдаемой в этом месяце — путаницы, которую туристы вряд ли забудут.
Дебаты по закону об алкоголе выявили глубокие разногласия в процессе принятия политических решений. С одной стороны, эксперты в области общественного здравоохранения обеспокоены долгосрочными социальными издержками, нагрузкой на больницы и смертностью на дорогах. С другой стороны, находятся предприятия, отчаянно стремящиеся оправиться от многолетних потерь, вызванных пандемией, и правительство, которое полагается на туризм как на основной экономический двигатель. Премьер-министр Анутин Чарнвиракул, который также во многом построил свою политическую идентичность на реформе общественного здравоохранения, оказался между двумя конкурирующими императивами.
Отступление правительства в вопросе о дневном запрете на продажу алкоголя широко интерпретируется не только как отзывчивость, но и как признание того, что негибкие, морально обоснованные правила могут вступать в противоречие с глобальным позиционированием страны. По мнению экспертов, правительство должно решить, является ли регулирование алкоголя в первую очередь инструментом общественного здравоохранения, экономическим инструментом или гибридом обоих. Каждый подход ведёт к различным политическим путям, а непоследовательное смешивание создаёт путаницу, которую сейчас наблюдает общественность.
Шестимесячный испытательный период даёт правительству время для сбора данных, уточнения сообщений и восстановления согласованности. Но он также даёт отраслям и местным властям время для проверки границ дозволенного — что может вызвать новые волны корректировок в случае возникновения проблем. Для успеха политики, по мнению экспертов, правительство должно: усилить меры по борьбе с вождением в нетрезвом виде; уточнить процедуры лицензирования ночных заведений; активно информировать иностранных посетителей о правилах; устранить лазейки, которые дают чрезмерное влияние коммерческим структурам; и согласовать свои цели в области здравоохранения, экономики и безопасности в единую последовательную систему. Сага с законом об алкоголе — это больше, чем просто регуляторный сбой; это испытание того, как страна позиционирует себя в постпандемийной экономике. Достижение правильного баланса между безопасностью и экономической жизнеспособностью определит, сможет ли страна сохранить свою глобальную туристическую привлекательность, одновременно защищая общественное здоровье, считают эксперты. Если правительству удастся найти этот баланс, Таиланд сможет избежать ловушек неконтролируемой либерализации, одновременно поддерживая устойчивое экономическое восстановление. Однако без чёткой реализации и принципиальной политики, предупреждают эксперты, путаница, наблюдаемая в этом месяце, может стать постоянной проблемой.
Читайте также:








