В Таиланде продолжается дискуссия о внесении изменений в конституцию страны, в частности, в статью 256, определяющую порядок внесения поправок и возможность формирования Конституционной ассамблеи (CDA). Партия «Пхумчайтай» (BJT) выражает уверенность в продвижении поправок, открывающих путь к созданию CDA.
Однако политологи и лидеры движения «красных рубашек» опасаются, что BJT может вести двойную игру: публично поддерживая реформы, но в то же время подавая сигналы своим союзникам в Сенате для блокирования изменений. Ключевым условием для получения поста премьер-министра лидером BJT Анутином Чарнвиракулом стало обещание поддержать изменение статьи 256, чтобы сделать возможным пересмотр конституции.
Некоторые эксперты сомневаются в искренности намерений BJT, предполагая, что партия может использовать этот вопрос в качестве инструмента политического торга. Они отмечают, что BJT заинтересована в сохранении текущего положения вещей, поскольку действующая конституция наделяет Сенат, многие члены которого считаются близкими к BJT и консервативной элите, значительной властью.
Для внесения конституционных поправок необходимо одобрение не менее трети Сената (67 голосов из 200) и парламентское большинство. Приблизительно 130–150 членов верхней палаты парламента, связанных с консервативными силами BJT, получили название «сенаторы синей линии». Учитывая конституционные требования, BJT обладает ключевым влиянием на процесс конституционной реформы.
«Сенаторы синей линии» уже выразили скептицизм, заявив, что не поддержат поправки без предварительного референдума. Эта позиция совпадает с осторожной позицией BJT и может привести к затягиванию процесса реформ. Политический аналитик Пхичай Ратнатилака На Бхукет из Национального института развития администрации (NIDA) считает, что подозрения в двуличии BJT небезосновательны.
Он полагает, что, несмотря на теоретическую возможность проведения реформ за 3–4 месяца, Сенат, тайно поддерживаемый BJT, может затянуть процесс на год или более. Это позволит BJT формально выполнить свои обязательства перед коалиционными партнерами, защищая при этом свою политическую базу.
Ветеран движения «красных рубашек» Наттавут Сайкуа, член партии «Пхыа Тхаи», подчеркивает, что недостаточно простого согласия между тремя основными блоками, поддерживающими оппозицию — PP, «Пхыа Тхаи» и BJT,— относительно конституционной реформы. По его мнению, необходимо заручиться поддержкой 67 сенаторов. Он призывает PP к прямому взаимодействию с BJT, используя связи последней с Сенатом, и требовать конкретных обязательств, а не расплывчатых заверений.
Заместитель лидера BJT Сирипонг Ангкасакулкиат выражает уверенность в успехе. Он утверждает, что партия всегда была открыта для внесения поправок в статью 256 и готова к сотрудничеству. Г-н Сирипонг предлагает несколько моделей создания ассамблеи по разработке конституции, включая отбор парламентом из проверенного списка кандидатов и непрямые выборы через посредников.
Он подчеркивает, что график реформ остается выполнимым: первое чтение в октябре, затем обсуждение в комитетах, с возможными референдумами, совпадающими со следующими всеобщими выборами. Он даже прогнозирует, что новая конституция может быть принята в течение двух лет, что ознаменует собой новую эру, подобную той, что была вызвана прогрессивной и широкомасштабной хартией 1997 года.
Однако Сирипонг подчеркивает, что BJT не поддержит изменение устава, которое вмешивается в статью 112 Уголовного кодекса, или закон об оскорблении величества. Член PP Наттавут Буапратхум также подчеркивает важность разблокировки статьи 256 и выражает оптимизм по поводу достижения поправок в течение четырех месяцев, при условии эффективного объединения референдумов, объединяя вопросы, такие как внесение поправок и способы выбора органа по составлению, в одно голосование.
Конституционный суд недавно постановил, что поправки требуют трех референдумов, хотя первые два могут быть объединены. Запрет на непосредственно избранную CDA подрывает главное требование реформистов. В то же время модели косвенных выборов рискуют повторить недостатки в процессе выборов в Сенат, которые обвиняют в поддержании господства элиты.
Решение Конституционного суда предоставляет BJT и ее союзникам в Сенате широкие юридические основания для задержки или ослабления реформ, сохраняя при этом видимость соблюдения конституционных процедур. Наттавуд отметил, что постановление суда по референдумам содержит элементы, которые могут повлиять на направление изменений. Он сказал, что полное решение еще не опубликовано, но, как только оно будет доступно, оно должно обеспечить большую ясность в отношении правовой базы и процедурных последствий.
Читайте также:
- Тайская оппозиция предлагает изменить порядок формирования Конституционного собрания
- Таиланд обсуждает конституционную реформу после решения суда
- Таиланд обсуждает новую конституцию и референдум
- Конституционный суд Таиланда обязал провести три референдума
- Коалиция в Таиланде под угрозой конституционных противоречий