Несмотря на хрупкое перемирие и продолжающиеся онлайн-конфликты между Таиландом и Камбоджей, тайская армия недавно опубликовала сообщение с фотографиями о «долге благодарности», напоминая камбоджийцам, что Таиланд открыл лагеря для более чем 160 000 камбоджийских беженцев, бежавших от «красных кхмеров» три десятилетия назад. Некоторые камбоджийцы в социальной сети X гневно отреагировали, напоминая тайцам об инциденте, который они называют «геноцидом Дангрек» или «Гора Призраков».
Этот инцидент — мрачная и позорная страница в истории тайского государства. Ирония заключается в том, что многие тайцы, особенно молодое поколение, даже не слышали об этом. Даже если и слышали, то знают об этом гораздо меньше, чем о трагических событиях так называемых «убийств в красных бочках» тайских коммунистов во время холодной войны на юге, о резне 6 октября 1976 года в Бангкоке, о кровавом подавлении продемократических демонстрантов в мае 1992 года на проспекте Ратчадамноен или об инцидентах в Круэ Се и Так Бай в провинциях Наратхиват и Паттани, когда премьер-министром был Таксин Чинават.
Термин «геноцид Дангрек» относится к трагическому событию, произошедшему после падения режима «красных кхмеров» в 1979 году. После того как в начале 1979 года вьетнамская армия вторглась в Камбоджу и свергла режим Пол Пота, большое количество камбоджийцев — как гражданских лиц, так и солдат «красных кхмеров» — бежали от войны, ища убежища вдоль тайско-камбоджийской границы, вблизи гор Дангрек.
В июне 1979 года тайские власти решили оттеснить около 42 000 камбоджийских беженцев, которые вошли в район вблизи храма Прэахвихеа. Тайское правительство сослалось на соображения безопасности и трудности управления таким большим количеством беженцев. Однако оттеснение было воспринято как жестокое, потому что беженцы были вынуждены идти обратно по маршруту, заполненному минами, которые «красные кхмеры» установили ранее, чтобы блокировать продвижение вьетнамской армии.
Это событие привело к большому числу смертей и увечий от подрыва на минах, голода и жестокости насильственного оттеснения. Именно это событие стало известно как «геноцид Дангрек» или «оттеснение Прэахвихеа» и было широко осуждено международным сообществом как нарушение прав человека. Инцидент вызвал длительное негодование и конфликт между Таиландом и Камбоджей по поводу управления беженцами и пограничных вопросов. Он остается болезненным воспоминанием для некоторых камбоджийцев и стал частью антисиамских настроений, часто упоминаемых во время последующих конфликтов.
Профессор международных отношений Дет Сок Удом, автор книги «История камбоджийско-таиландских дипломатических отношений (1950–2020)», отметил, что большинство людей, особенно новое поколение, мало знают о трагедии Дангрек, которую теперь обычно называют «Гора Призраков». В отличие от геноцида и убийств в период «красных кхмеров», это не является общенациональной коллективной памятью.
Международные СМИ сообщали о резне в июне 1979 года, в том числе Генри Камм. Отчеты ООН также освещали эти события. Наиболее полная книга об этом была опубликована бывшим американским дипломатом и сотрудником гуманитарной помощи Ларри Клинтоном Томсоном. Дет Сок Удом впервые осветил этот трагический эпизод истории в своей докторской диссертации, завершенной в 2014 году, которая впоследствии была опубликована в виде книги в 2020 году.
Термин «геноцид» может быть неточным в этом контексте, и хотя он использовался некоторыми людьми, это делается только для того, чтобы подчеркнуть масштабы трагических смертей, вызванных прямо или косвенно насильственным оттеснением, произведенным тайскими военными. Некоторые описывают это как «массовое убийство». Другие называли это «вторыми полями смерти». Термин «геноцид» используется, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть продолжение трагедии, с которой столкнулись эти беженцы, пережившие «красных кхмеров», только для того, чтобы столкнуться с бессмысленной смертью в своей попытке обрести свободу и новую жизнь.
Идея заключалась не в том, чтобы стрелять и убивать беженцев на месте, а в том, чтобы столкнуть их со скалы, прекрасно зная, что некоторые из них наступят на мины. Согласно рассказу одного из выживших, некоторые люди прятались на вершине горы и выжили, других застрелили или столкнули со скалы. Большинство людей начали спускаться, используя лианы в качестве веревок, и ближе ко дну чувствовался сильный ужасный запах. Первые люди, достигшие дна, вышли в поле, и именно тогда начали взрываться первые мины. Многие люди погибли и здесь.
Этот факт был признан и опубликован на странице УВКБ ООН, посвященной некоторым аспектам его наследия. В июне 1979 года тайские солдаты собрали более 42 000 камбоджийских беженцев в приграничных лагерях и столкнули их вниз по крутому склону горы Прэахвихеа в Камбоджу. По меньшей мере несколько сотен человек, а возможно, и несколько тысяч, погибли на минных полях внизу.
Через день после начала оттеснений представитель Международного комитета Красного Креста выступил со срочным публичным призывом прекратить их; ему было приказано покинуть Таиланд. Опасаясь негативной реакции со стороны Таиланда, УВКБ ООН фактически промолчало, несмотря на то, что это был самый крупный случай насильственного возвращения (refoulement), с которым организация сталкивалась с момента своего основания. Как позже заметил один из высокопоставленных сотрудников по защите, «поразительный провал УВКБ ООН в формальном или публичном протесте против массовой высылки камбоджийцев из Таиланда в 1979 году следует рассматривать как один из самых низких моментов в его истории защиты».
Этот эпизод является очень специфическим обстоятельством и может быть омрачен более общими историческими темами, такими как геноцид и гражданские войны в Камбодже, военные перевороты и студенческие протесты в Таиланде. Но некоторые книги, посвященные политике в отношении беженцев, например, книга Ларри Томпсона или «Качество милосердия» Уильяма Шоукросса, затрагивали эту тему. Совсем недавно в книге Джона Берджесса «Храм в облаках: Вера и конфликт в Прэахвихеа» также говорилось об этом эпизоде.
По мнению доктора Пуангтонг Рунгсвасдисаб Павакапан из Чулалонгкорна, вскоре после свержения режима Пол Пота Таиланд не был доволен притоком камбоджийских беженцев на свою территорию, опасаясь, что стране придется нести долгое и тяжелое бремя беженцев, как это уже было в случае с вьетнамскими и лаосскими беженцами. Правительство Криангсака рассматривало камбоджийцев, бежавших из страны после падения Демократической Кампучии, не как беженцев, а как перемещенных лиц или нелегальных иммигрантов.
Поэтому тайцы применяли жесткие меры, чтобы отговорить камбоджийцев от превращения в беженцев в Таиланде. Несколько сотен тысяч камбоджийцев были насильственно репатриированы обратно через камбоджийскую границу. Такое обращение, которое привело к гибели более тысячи человек, вызвало международный протест. Однако только «красным кхмерам» и их сторонникам было разрешено укрыться на тайской земле.
Чамлонг Бунсонг, отставной, но уважаемый новостной фотограф и бывший главный фотограф газеты The Nation в Бангкоке, рассказал, что был там в то время. Он отметил, что когда камбоджийцы начали прибывать, никакие организации или международные агентства не оказывали помощь беженцам. Местные организации, жители деревень и даже тайское правительство не могли справиться с этим бременем. Люди бежали от наступления вьетнамских войск, и они переполнили границу, причем миллионы по всей ее длине. Ситуация была наихудшей в таких районах, как Нонг Самет, Нонг Чан, Та Прая, Тхап Пхрик и Борай, потому что туда было легко добраться беженцам.
У них нечего было есть, и они страдали от тяжелой малярии. Люди буквально падали и умирали на ходу. Правительство генерала Криангсака Чаманана, с Упадитом Пачариянкуном в качестве министра иностранных дел, обратилось к Организации Объединенных Наций с просьбой помочь справиться с миллионами людей, которые бежали, спасая свою жизнь. Однако ООН медленно реагировала, несмотря на крайние страдания беженцев. Сколько бы риса ни предоставляли тайцы, этого никогда не было достаточно.
В конце концов, тайское правительство прибегло к решительной мере: оно оттеснило беженцев обратно через границу в Чонг Та Тхао, недалеко от храма Прэахвихеа, в качестве способа продемонстрировать свою серьезность. Некоторым удалось вернуться в лагеря, такие как Нонг Чан и Нонг Самет, но другие так и не вернулись, потому что столкнулись с минами. Только когда ООН увидела, что Таиланд настроен серьезно, она, наконец, вмешалась, чтобы помочь, создав лагеря в различных местах.
Если бы Таиланд не оттеснил их в то время, камбоджийцы все равно продолжали бы совершать набеги и создавать проблемы вдоль тайской границы, потому что им нечего было есть. Они бы воровали, грабили и разбойничали, чтобы выжить. Тайское правительство и военные просто не смогли бы защититься от такого огромного количества беженцев. Оттеснение казалось жестоким по отношению к беженцам, но в конечном итоге оно имело положительный эффект. Оно заставило Организацию Объединенных Наций обратить внимание на кризис, создать лагеря и оказать полную финансовую поддержку. Англоязычные газеты, такие как Bangkok Post и The Nation, также помогли повысить международную осведомленность, а западные посольства в Таиланде оказали полную поддержку.
Чамлонг Бунсонг подчеркнул, что тайское правительство сделало то, что было необходимо, и оно искренне помогло ООН вмешаться, чтобы помочь камбоджийским братьям и сестрам. В то время не было стрельбы по камбоджийцам. Тайские власти только стреляли предупредительными выстрелами в воздух, чтобы заставить их вернуться. Чиновники не настолько жестоки. Никто не мог сосчитать количество смертей в то время, потому что это был период войны. Все беженские лагеря находились под контролем УВКБ ООН, и они всем занимались. Тайские СМИ ничего не скрывали, они склонны были разоблачать и сообщать правду. Когда произошли оттеснения, тайское правительство даже не сообщило об этом тайским СМИ, которые узнали об этом только потом.
В нынешней ситуации СМИ обеих стран выражают патриотизм. Каждая сторона получает новости от государственных организаций своего правительства и не выезжает в зоны конфликта для репортажей. Поэтому и камбоджийские, и тайские СМИ получают одностороннюю информацию.
Учитывая недостаточное знание и осведомленность о произошедшем, особенно среди тайцев, и расхождения в собранных отчетах, тайским и камбоджийским ученым следует совместно работать над прояснением произошедшего. Это позволит тайцам извлечь уроки из своих ошибок, при необходимости официально принести извинения, предложить хотя бы справедливую компенсацию членам семей пострадавших и научиться никогда больше не повторять такой жестокой ошибки.
Читайте также: