БАНГКОК — Компания King Power Duty Free Company Limited (KPD), ключевой игрок на рынке беспошлинной торговли в Таиланде, обратилась к Airports of Thailand Public Company Limited (AOT) с официальным запросом о расторжении концессионных договоров на право ведения беспошлинной торговли. Это решение может повлечь серьёзные последствия для всей авиационной отрасли страны.
Информация о возможном разрыве контрактов появилась в социальных сетях 13 июня и быстро распространилась, вызвав обеспокоенность среди инвесторов и аналитиков. Запрос KPD затрагивает сразу пять крупных аэропортов Таиланда: Суварнабхуми, Донмыанг, Пхукет, Чиангмай и Хатъяй.
Немедленной реакцией рынка стало падение акций AOT на 8,4% в понедельник утром, что подчеркивает значимость King Power как партнера для государственной компании. Руководство AOT оперативно отреагировало на ситуацию, созвав внеочередное заседание совета директоров 16 июня. И. о. генерального директора AOT, г-жа Павина Джариятитхипонг, сообщила, что для решения возникших проблем будет создана рабочая группа, которой поручено проанализировать возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
Для всестороннего изучения юридических, экономических, финансовых и управленческих аспектов компания планирует привлечь консультантов из государственных университетов. Ожидается, что специалисты будут отобраны в течение двух недель, а результаты исследования будут представлены в течение 60 дней, ориентировочно к августу 2025 года.
По словам г-жи Джариятитхипонг, доходы от деятельности King Power составляют около 17% от общего дохода AOT. В то же время она подчеркнула, что AOT обладает достаточной финансовой устойчивостью и активно работает над диверсификацией источников дохода, включая развитие услуг в области электроснабжения, систем кондиционирования, наземного обслуживания и коммерческой деятельности вокруг шести аэропортов, находящихся под управлением AOT. Эти меры призваны укрепить финансовую безопасность и обеспечить реализацию будущих инвестиционных планов без ущерба для стабильности организации.
AOT запланировала переговоры с представителями King Power на 17 июня для получения дополнительной информации и поиска взаимоприемлемого решения. Что касается непогашенных платежей со стороны King Power, то они, по словам представителей AOT, находятся в пределах суммы гарантийного обеспечения, предоставленного компанией в соответствии с условиями контракта.
Тибоди Ваттанакул, директор Государственного управления политики предприятий (SEPO) при Министерстве финансов, заявил, что пристально следит за ситуацией. AOT ежегодно перечисляет в государственную казну около 3 миллиардов батов, 33% из которых поступает от аренды, выплачиваемой King Power. При этом 10–20% этих выплат приходится на те площади, от аренды которых King Power планирует отказаться, а остальные 70–80% — на аренду площадей в аэропорту Суварнабхуми.
Несмотря на то, что потенциальные потери доходов не будут катастрофическими, любое сокращение поступлений в казну нежелательно. Ваттанакул выразил уверенность, что в случае расторжения контрактов AOT потребуется найти новых арендаторов. «Если AOT сможет привлечь новых участников торгов, государство, возможно, не понесет убытков», — отметил он.
Поскольку Министерство финансов является акционером AOT, оно, наряду с другими акционерами, ждет разъяснений от руководства компании. В рамках своих полномочий по надзору за государственными предприятиями министерство будет отслеживать процесс расторжения контракта и его влияние на государственные доходы. В случае расторжения договоров King Power обязуется выплатить штрафные санкции AOT, при этом обе стороны должны будут выполнить все контрактные обязательства.
Интересно отметить, что запрос о расторжении контракта был направлен вскоре после назначения Нитинаи Сирисарнткарна новым генеральным директором King Power 4 июня 2025 года. Нитинаи ранее занимал должность генерального директора AOT в течение двух сроков, в общей сложности восемь лет.
В своем письме к AOT, KPD в качестве причин, вынуждающих начать обсуждение вопроса о расторжении контракта, указала несколько факторов, включая прекращение деятельности магазинов беспошлинной торговли по прибытии в соответствии с государственной политикой, снижение налогов на вино, что негативно сказалось на объемах продаж, востребование AOT коммерческих площадей, отсутствие активных мер со стороны государства по обеспечению безопасности туристов, что привело к сокращению числа китайских туристов, сложная внутренняя ситуация в Таиланде, негативно влияющая на турпоток и пассажиропоток, последствия пандемии COVID-19, торговые войны и замедление темпов роста мировой экономики.
«Все эти факторы оказывают прямое и косвенное воздействие на способность KPD вести бизнес и выполнять условия заключенных контрактов, что приводит к постоянным убыткам KPD. Вышеупомянутые обстоятельства непреодолимой силы находятся вне контроля KPD», — говорится в письме компании.
Действующий контракт KPD с AOT был заключен 28 сентября 2020 года и рассчитан до 31 марта 2033 года. По имеющимся данным, KPD просит завершить переговоры в течение 45 дней. В качестве временной меры на период до разрешения ситуации компания предлагает выплачивать концессионные сборы в размере 20% от ежемесячного объема продаж в магазинах беспошлинной торговли, начиная с июля, с оплатой AOT до 29 августа, при этом KPD просит не рассматривать это как нарушение платежных обязательств. В настоящее время рассматриваются различные сценарии развития событий, и исход переговоров между AOT и King Power остается неясным.
Читайте также:
- Таиланд инвестирует 157 миллиардов батов в развитие туризма
- Пхукету нужны технологии и бренды для привлечения туристов
- Таиланд привлекает богатых туристов качественным сервисом
- Оппозиция Таиланда критикует план легализации казино
- Таиланд обсуждает легализацию казино: мнения разделились
Недорогие авиабилеты в Таиланд